Архипастырь. Епископ Железногорский и Льговский Паисий

28 мая 2024 г.

– В пасхальные дни мы читаем исключительно Евангелие от Иоанна, самое глубокое. И это прекрасный повод задуматься над его словами. В отрывке, который мы слышали сегодня, апостол Иоанн пишет про праздник кущей. Христос в разговоре со Своими учениками отказывается идти на этот праздник в Иерусалимский храм, на это публичное мероприятие. А ученики и братья, наоборот, предлагают Ему, чтобы Он не скрывал Себя и Свои чудеса. Он явил их в Кане Галилейской: претворил воду в вино. Но это было локальное семейное событие. А тут они предлагают Ему пойти в Иерусалимский храм, где собираются буквально все верующие иудеи, и там проповедовать и являть Свои чудеса миру. Но Христос отказывается. Почему Он так поступает? Ученики, рассуждая по-человечески, совершенно резонно отмечают, что если бы Он пошел туда, то больше людей бы уверовало в Его учение и последовало за Ним.

– Надо посмотреть, что отвечает на это Спаситель дальше. Он говорит, что еще не пришло Его время. Господь Сам определяет времена и сроки и что нужно сделать. Мы судим по-человечески, а Он рассуждает совершенно по-другому. Так и в Кане Галилейской, когда Божья Матерь сказала Спасителю, что люди не имеют вина, Он сказал: Что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой. То есть Господь Сам определяет, когда нужно совершить то или иное чудо либо проповедь.

И в Евангелии мы читаем о воскрешении Лазаря. Марфа говорила: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но Спаситель не сразу пошел, когда услышал, что Лазарь болеет. А ученики в этот момент говорили Ему: Давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда? И Господь сказал, что Лазарь умер. Тогда апостол Фома говорит, обращаясь к ученикам: Пойдем и мы умрем с ним.

Времена и сроки определяет Господь. Мы судим по-человечески, а Господь смотрит совершенно по-другому. Ученики были пытливого духа и просили каких-то знамений, но Господь не раз обличал иудеев за это. Он говорил, что как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и им будет знамение. И добавлял: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения. Господь Сам определяет, когда и что совершить. Есть очень хорошее выражение: человек предполагает, Бог располагает.

– Интересно, что люди, участвующие в событиях, которые Вы упомянули, должны были пережить некоторую скорбь, прежде чем Господь удовлетворял их желание. На свадьбе в Кане Галилейской люди страдали без вина, но Он выждал некоторое время. Когда умер Лазарь, прошло четыре дня. Казалось бы, уже нет никакой вероятности обернуть это вспять. Выждав время, когда все остальные скорбели на могиле, Он приходит и воскрешает Лазаря. Это можно обратить и на нашу жизнь сейчас, когда Господь с нами только в таинстве Евхаристии, не присутствует с нами, не ходит по дорогам, но все равно Он, наверное, тоже как-то выжидает, дает нам время поскорбеть. Но есть надежда, что потом все-таки все станет хорошо.

– Мы всегда обращаемся к Спасителю, прося помощи в тех или иных проблемах и обстоятельствах жизни. Иногда просим Его за кого-то. И Он не всегда сразу же все исполняет, правильно? Господь смотрит и Сам определяет времена и сроки и что полезнее нам… Мы можем что-то просить, но каждую молитву должны заканчивать словами: впрочем не Моя воля, но Твоя да будет. Так же, как Господь молился: да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты. Любая молитва, любая наша просьба должна заканчиваться упованием на Господа в полном доверии Ему.

Божья Матерь явила Ему полное доверие. Она тоже была в страхе, была юной девицей. Явление ангела в Ветхом Завете ничего хорошего не предвещало, наоборот, когда они являлись, были какие-то страшные знамения.

Но после благовещения Архангела Гавриила Она склонила главу в смирении и сказала: Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. Это Ее преданность воле Божьей. Она взяла на Себя этот крест добровольно. И всю жизнь несла его. Если посмотреть на жизнь Божьей Матери, то такого креста не выдержит ни один человек. В течение всей жизни, хотя Она была богоизбранной девицей, Господь не лишал Ее этого креста, давал Ей испытать множество скорбей, чтобы открылось множество сердец. Как говорил Ей Симеон Богоприимец: Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец.

Так и мы, когда просим что-то у Господа, когда обращаемся к Нему, должны понимать, что на все воля Божья. Господь Сам определит, когда и что нам полезнее. Человек смотрит вперед на несколько лет, а Господь зрит в вечность. И Бог намного лучше знает, что попустить или послать человеку для его спасения.

– Тогда возникает ощущение некой неотвратимости. Христос, когда молился в Гефсиманском саду, просил: да минует Меня чаша сия. Но не миновала. И Он принимает эту волю. Но тогда был ли смысл в Его молитве? Богоматерь приняла волю Спасителя и действительно пережила многочисленные серьезные страдания. Получается, что у Нее не было выбора?

– Например, Ниневия. Суд Божий был над ней, что она исчезнет. И пророк уже ждал исполнения этого приговора, но люди покаялись, обратились к Богу, пеплом посыпали голову в знак покаяния, и Господь переменил их участь. Бывают и такие вещи. Необязательно говорить о предопределении. Была даже такая ересь о предопределении Божьем, что человеку при рождении уже произнесен приговор: либо он рождается для вечности, либо для вечной погибели. Человек мог быть великим грешником, но если он предопределен к спасению, то Господь неведомыми путями, как считали еретики, как-то его спасет. А если человек определен к погибели, то что бы он ни делал, какие бы добрые дела ни творил, все равно погибнет.

Эта ересь была осуждена Церковью, потому что человек принимает, как и Господь, решающую роль в деле своего спасения. Он может либо принять крест, который дает Христос, либо проявить нетерпение и несмирение. Например, Бог попускает какое-то испытание для человека, и тот может принять это со смирением, как принимали святые отцы, с покорностью Божьей воле и получить за это великую награду. Считается, что как золото очищается огнем, так святые закаляются проблемами.

Или человек может не принять этого, возроптать на Господа и потеряет награду, которую мог бы получить. Поэтому если человек заболел, мы, конечно, молимся о том, чтобы Господь помог ему выздороветь, но как Он Сам решит. Мы прилагаем силы, просим у Него помощи и оставляем это на Его суд.

– Но ведь у ребенка, который родился, например, в семье алкоголиков в неблагополучном районе, все условия против него. Как он может спастись? Или, наоборот, ребенок рождается в воцерковленной семье, посещает храм, живет в благополучном районе среди сверстников, которые не просто верующие, а действительно искренне совершают добрые дела, помогают людям. Создается впечатление, что он как будто предрасположен к спасению и чистоте, а первый, скорее, изберет такой же путь, как его родители.

– Совершенно не согласен. Архиереям часто приходится посещать социальные приюты, где как раз находятся бедные дети неблагополучных родителей. И ты видишь, что в них есть зачатки небольшой человеческой гнилости, но все зависит от человека. Смотришь, как они раскрываются в приюте, когда чувствуют любовь. Они тянутся к вере. Я знаю много примеров, когда человек из неблагополучной семьи приходил к вере и сам, подрастая, жил достойной христианской жизнью. И также знаю множество примеров, когда в семьях священнослужителей бывают не совсем благополучные дети. Они вырастают, кажется, в таких тепличных условиях и должны пойти по стопам папы. Но, наоборот, все больше детей священнослужителей выбирают простые мирские профессии. Это, конечно, совершенно не значит, что они становятся плохими людьми. Но есть и такие случаи. Поэтому человек все определяет сам. Да, плохие зачатки есть, но можно корректировать это в течение всей жизни. Поэтому полного предопределения нет.

– Получается, характер человека во многом определяет, к чему он склоняется.

– Иногда Господь дает характер. Есть такая наука: генетика. И мы видим на примере бедных ребят в приютах, что закваска у них не совсем достойная. Их не учили наукам, они слабо могут учиться, бывают проблемы с психикой. Это генетические вещи. Церковь это не отвергает. Но есть примеры, когда дети, повзрослев, сами выбирают путь достойной жизни, а бывает, идут по стопам родителей. Все зависит от выбора человека, куда он направит свои силы. Просто так ничего не бывает.

– Можно помогать людям избирать какой-то путь?

– Не можно, а нужно. Церковь как раз этим и занимается. Мы посещаем приюты не только на большие праздники, а окормляем их постоянно. Приходят священники, объясняют основы веры и нравственности. Детей приводят в храмы на Божественную литургию. Если они захотят, причащаются. Никто никого не заставляет. И ты видишь, как они всё воспринимают, с какой любовью идут в храм, какие у них чистые души. Дети еще не засорены полностью грехом и чувствуют эту благодать. Дальше они оканчивают школу, идут в училище, и мы теряем с ними связь. А иногда они становятся постоянными прихожанами храмов.

– Что может сделать простой прихожанин, чтобы помочь человеку?

– Любое доброе слово уже приятно человеку. Когда он первый раз приходит в храм и сталкивается не с любовью, а с фарисейством и законничеством, какими-то одергиваниями, замечаниями, то обижается и больше не приходит. Любой прихожанин может проповедовать Христа своими делами. Мы постоянно учим этому, напоминаем, что надо проповедовать, но больше не словами, а делами. Если человек пришел, ничего не знает и сделал что-то не так, надо проявить к нему любовь, и он сам захочет прийти еще раз. Если же проявить фарисейство, цыкнуть, грубо сделать замечание, то, увы, этим можно человека оттолкнуть. И потом еще и отвечать за то, что соблазнил другого, препятствовал его вхождению в Церковь. А можно просто дать конфету, сказать доброе слово, порадоваться вместе с человеком, и ему будет приятно.

– По идее, человек, который обличает в храме других, должен быть готов к словам Спасителя про мельничный жернов на шею и так далее.

– Большой грех делать грубое замечание в храме. В храме все должны молчать и слушать, молиться. Когда человек слышит церковные песнопения, видит красоту, благолепие церкви, фрески, иконы, его это возвышает. Но мы знаем, что есть люди, в основной своей массе это пожилые женщины, которые иногда по-фарисейски делают грубые замечания, чувствуя себя в храме как дома. Мы обличаем их, на проповеди говорим о том, что так делать нельзя, что это грех. Ты отталкиваешь человека от веры. С этим надо бороться.

– Мы говорили о людях, которые обретают в себе внутреннее расположение к Церкви и тогда в храм приходят. С ними можно найти контакт. Например, в том же отрывке, с которого мы начали, Христос, отвечая, что Его время еще не пришло, продолжает говорить о том, что мир Его ненавидит, потому что Он свидетельствует, что дела мира злы. Если мы последователи Христа и продолжаем Его дело, то мир ненавидит и нас. Как тогда найти с ним диалог? Как найти возможность общения с людьми, если нас ненавидят за наши свидетельства?

– Мы должны обличать грех, а не человека. Призывать покаяться. Все нужно совершать с любовью. Бог есть любовь. И если человек чувствует, что к нему обращаются с любовью, то он совершенно по-другому воспримет любое замечание. Также он чувствует, когда с ним разговаривают фарисейски и грубо. Тем более маленький ребенок. Поэтому наша задача обличать грех. Церковь делает это так же, как Господь. Он пришел обличить грех и спасти людей.

Церковь обличает любой грех, например пьянство или наркоманию, и призывает людей, подверженных этой страсти, покаяться. Она прилагает все силы, определяет какую-то молитву, чтобы человеку помочь. Есть специальные центры. Мы не обличаем людей и не осуждаем их. Мы обличаем и осуждаем грех, живущий в человеке. Святитель Иоанн Златоуст говорил, что нужно рассуждать, а не осуждать. Мы должны осуждать грех в человеке, но оправдывать его, потому что он, как и мы, создан по образу и подобию Божьему.

Нужно понимать разницу: либо с любовью сделать человеку какое-то замечание, либо просто фарисейски подойти и указать ему на что-то. Господь говорит нам в Евангелии: Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Это тонкий намек на то, что у тебя может быть намного больше грехов, чем у этого человека. Многие не обращают на это внимания, но дальше Господь говорит: вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. То есть сначала научись бороться со своими грехами, а потом сможешь помочь другому. Сначала нужно научиться самому. Научиться – значит стать совершенным: стараться творить любовь и добрые дела, а не просто делать замечания. Это не дело прихожан. Это дело священника. Он должен обличать грех, призывать людей покаяться без принуждения, без наказаний, с любовью. Если человек чувствует, что грешник, но, несмотря на это, к нему обращаются с любовью, он быстрее исправится, чем если его будут обличать и наказывать.

– Если остановиться на примерах с пьянством и наркоманией, то, к сожалению, часто в семьях бывает такое, что, например, муж подвержен одному из этих недугов. Жена всячески помогает, поддерживает мужа в этой борьбе, но он срывается. Как женщине с этим справиться? Веришь в человека, а он не оправдывает этой веры. Как быть?

– Господь до последнего нес крест, который взял на Себя. До последнего несла крест Божья Матерь. Так и человек должен нести крест, который взял на себя. Но больше уповать на Господа и усерднее молиться.

На самом деле молитва может очень много. Мы недооцениваем ее. Когда человеку посоветуешь помолиться, он отмахивается, мол, уже молился. Это показатель того, что человек думает, что можно один раз прочесть какую-то молитву – и все само собой разрешится. Но это не какой-то магический обряд. Молитва – это обращение к Богу. Если человек чистосердечно просит помощи за другого, просит помочь побороть недуг, Господь поможет. И не нужно уповать только на молитву, но и прилагать физические силы, послать больного в какой-то реабилитационный центр, сводить к врачу, нести с ним этот крест, а не отказываться от него, сказав: «Я с тобой развожусь, потому что ты пьешь». Нужно помогать до последнего. И Господь поможет человеку по молитвам его родных и близких. Поэтому мы должны, проявляя любовь, всеми силами стараться не сходить с креста, который Господь дает через таких родных и близких.  

– В Послании апостола Иакова мы читаем: многое может молитва праведника. Значит, если вести праведный образ жизни, то и молитва будет сильной?

– Разумеется. Если человек не особо ходит в храм, не живет серьезной, сосредоточенной жизнью, то, увы, и молитва его может мало. Я об этом говорю, когда на родительские субботы множество людей приходит в храм. Они приходят очень редко: записочки подали, на панихиде постояли и считают, что всё сделали. И вот тогда как раз есть возможность обратиться к этим захожанам, рассказать, что на самом деле молитва должна быть не единичной, а постоянной. Тогда будет легче и сродникам, за которых они молятся. Но для того, чтобы она была более действенной, нужно самому очищаться и становиться праведником.

Для чего мы обращаемся к святым? Чтобы они помолились и попросили Господа за нас. Они стали Его друзьями, Он слышит их лучше, чем нас. Если мы хотим помочь какому-то человеку и хотим, чтобы Господь услышал нашу молитву, то должны сами наладить достойную христианскую жизнь. И тогда Бог все управит и в сердце подскажет, как поступить.

– Действительно, в последние годы фраза «вы помолитесь» приобрела оттенок отмашки. Как будто это значит, что больше я ничем помочь не могу, ни материально, ни физически. Почему отношение к молитве стало таким?

– Очень жаль, что люди недооценивают молитву. Молитва праведника многое может. Молитва – это общение с Богом. Если человек хочет жить с Богом, то должен постоянно молиться. И не только, как говорят, вычитать молитвы утром и вечером. Не нужно вычитывать, нужно молиться. Как сказал апостол Павел: хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке.

У нас бывает очень много прихожан, бабушек, которые вычитывают все правила, даже берут на себя больше, но при этом остаются злыми, неисправленными. Их фарисейство в том, что они считают, что выполнили все, а остальные люди – грешники. Так лучше этого не делать, лучше пять слов сказать умом, но прочувствовав их. К сожалению, это есть в Церкви. Люди не понимают глубины молитвы. Не понимают, что молитва должна быть не просто вычитыванием определенного правила.

Но есть и правила. Например, мы говорили о людях, подверженных пьянству и наркомании. Мы знаем, что нужно обращаться за помощью через икону Божьей Матери «Неупиваемая Чаша». Если у женщины муж или брат подвергся этому недугу, то можно взять такое правило: 40 дней читать акафист. И это подвиг. Если сосредоточенно молиться, то Господь услышит; и Божья Матерь поможет.

– Очень много свидетельств о том, что это помогает. Но не всем.

– Да, не всем. По вере вашей да будет вам, говорит Господь. Сколько людей приходит к чудотворным иконам, прикладывается к мощам святых угодников, но не все исцеляются, не все получают чудеса... Все зависит от веры человека. Был такой рассказ про слепую женщину. Два ее сына решили совершить паломничество на Святую Землю. И она попросила их привезти горсточку земли оттуда. Они побывали на Святой Земле и, возвращаясь обратно, вспомнили, что забыли взять землю для матери. Подумали, что она слепая и все равно ничего не понимает, и взяли землю у порога своего жилища. А женщина, приложившись к этой земле, исцелилась.

Если бы люди по-настоящему понимали, что молитва может очень многое, то молились бы сосредоточеннее. Я думаю, многие люди, особенно постоянные прихожане, хотя бы в начале своего духовного пути чувствовали благодать, которую испытывает человек при настоящей молитве. Потом она уходит, чтобы мы стремились к ней. Многое может настоящая молитва, сосредоточенная. Мы уж не говорим об умной, сердечной молитве Иисусовой. Это великий труд. Но какую благодать он дает, какое утешение в сердце, какой действенной бывает молитва! Все зависит от человека. По вере вашей да будет вам.

– Мы видим на многочисленных примерах, что эту настоящую внутреннюю потребность человека в молитве и вере ничем другим не заменить, ни развлечениями, ни другими вещами… Душа, которая требует мира и успокоения, не может найти этого во всем подобном.

– Я совершенно согласен. У нас есть иногда перекосы. Например, воскресные школы. В некоторых храмах они превратились в кружки рукоделия. Дети рисуют, поют, пляшут. Это прекрасно, но нет изучения основ веры, нет учения о молитве. Просто идет какое-то занятие с детьми, кружок для веселья. В основном они полгода готовятся к Рождеству, чтобы поставить концерт, и полгода к Пасхе.

Но воскресная школа – это не кружок рукоделия. Рисовать хорошо, но обязательно нужно проповедовать веру. Порисовали – потом серьезные занятия, изучение Евангелия. Потанцевали – снова занятия, хоть немного узнать об истории Церкви. Позанимались еще чем-то – можно поучиться молиться.

Давайте будем внимательнее, не будем превращать это в кружок по интересам. Мы видим, сколько детей, которые окончили воскресные школы, отходят от Церкви. Вроде родители водили их в храм, но они не почувствовали этой благодати от молитвы. Да, они весело время проводили, иногда по утрам ходили в храм, но не чувствовали молитвы. Это целое искусство. Надо учить детей этому с самого начала. Проводить время за рукоделием – весело и хорошо, но это не дает плода веры.

– Может быть, через 10 лет они вспомнят об этом веселье, как хорошо проводили время в воскресных школах, и снова придут в храм?

– Да, кто-то возвращается. Надеюсь, большинство.  Но я говорю о другом: нужно серьезнее смотреть на воспитание молодежи в тех же самых воскресных школах. Не только детей, но и взрослых. У нас при каждом храме должны быть группы для взрослых, которые пришли к вере и мало знают о молитве и обо всем. Их тоже нужно учить. Для этого как раз существует священнослужитель, чтобы учить людей не просто вычитывать какие-то определенные наборы молитв, а объяснять основы веры.

– Действительно, просто приходить в храм на службу недостаточно для погружения в веру, для изучения образа молитвы. Конечно, в храме мы слышим Евангелие, где главный Учитель, Бог, обращается к нам. Но после основного занятия должны быть еще какие-то второстепенные.

– Однозначно. Те люди, которые приходят в храм уже во взрослом возрасте, хотели бы сами научиться чему-то, а не просто проводить там время. Да, красивое пение, но нужно понимать, что поют, нужно вникать в смысл молитвы. А это иногда бывает сложно, например, когда поют не совсем членораздельно. Да, сейчас очень много книг, есть Интернет: если человек захочет, то поинтересуется, будет стоять на службе с книжкой…

Что означает выход Спасителя на проповедь? Если человек осознает это, он совершенно по-другому переживает действо, которое происходит, проживает земную жизнь Христа. А выход с Чашей и дискосом – это красиво, но это же не просто хоровод, это таинство, которое показывает выход Спасителя на жертву. И после этого сразу начинается Евхаристический канон. Человек должен осознавать, что в данную секунду происходит на службе, а не просто стоять и слушать какие-то возгласы священника. А для этого нужен труд. И человек поймет намного больше, если ему это объяснит священник. Это его призвание. Для этого после службы есть воскресные группы для взрослых. И тогда человек будет совершенно по-другому переживать молитву и службу.

– Может быть, если бы больше людей могли стать непосредственными участниками богослужения, то есть совершать какие-то действия, то это помогло бы им быстрее понять смысл, изучить, что происходит.

– Это было бы замечательно. Есть такие традиции на некоторых приходах, когда народ подпевает вместе с клиросом. Не только «Символ веры» и «Отче наш». Пусть начальные какие-то вещи. Это было бы замечательно, но не везде возможно. В больших городах да, но в деревнях иногда на службу приходят пять-десять бабушек. Конечно, им и петь, и читать, и еще что-то будет очень сложно. Но можно объяснить им что-то после службы. Не просто выслушать проповедь о том, какое сегодня читалось Евангелие, какой праздник, но и основы веры. Это востребовано. Простые беседы дают больше. Совместно молиться, подпевать – это хорошо, но на больших приходах. А в маленьких приходах, увы, не до пения.

– Когда погружаешься в понимание богослужения, твоя молитва становится сильнее, а соответственно, и вера. И тогда больше доверяешь Богу и меньше боишься того, что в твоей жизни произойдет что-то страшное, с чем ты не справишься…

– Вера – это доверие. Это значит, что ты веришь Господу, веришь в Его спасительную миссию, в Его учение. А верить – значит доверять. И если человек растет в вере, то доверяет Ему полностью все. Есть очень хорошая молитва на каждый день святителя Филарета, митрополита Московского: «Господи! Не знаю, чего просить у Тебя! Ты один ведаешь, что мне потребно». Я не смогу привести ее дословно, но всем советую почитать. «Порази и исцели, низложи и подыми меня».

Полное доверие Богу – вот молитва. «Да, Господи, я согласен на все. Ты намного лучше меня знаешь, что мне нужно для спасения. И если мне нужно пройти крест болезней, скорбей, я готов на все. Только бы быть с Тобой. Не покидай меня». Это показывали нам святые отцы. Они полностью доверяли Богу и переносили иногда жутчайшие искушения, проблемы. Как, например, преподобный Антоний Великий, основатель монашества. Его несколько десятилетий в прямом смысле слова мучили бесы, являясь наяву, избивая до полусмерти. И в какой-то очередной раз они опять его избили, и им явился Господь. Преподобный обратился к Нему: «Господи, где же Ты был раньше?» На что Он сказал: «Я был рядом и смотрел, как ты все переносишь». Если бы у нас было такое доверие, что Господь всегда рядом… Что когда скорби, Он еще ближе. И не нужно думать, что это наказание. Нет, Господь всегда рядом. Все зависит от нас: рядом мы с Богом или своими грехами удаляемся от Него.

Апостол Павел говорит: Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Мы чада Божии. Если бы это было не так, Он бы нас не наказывал. Те, что имеют детей, наказывают их. И делают это не из-за того, что их не любят, а понимая, что человек перешел какую-то черту и уже не слышит слов... Так и здесь. Любое наказание и проблема – это встряска для человека, повод стать духовно выше, пережить это достойно, не возроптать на Господа.

Мы видим множество примеров, когда Господь попускает человеку какую-то проблему, а тот озлобляется на всех и вся, на Бога, считая, что это несправедливо. Но справедливость Божья и человеческая разная. Господь говорит: Как небо отстоит от земли, так выше пути Мои ваших путей, мысли Мои – ваших мыслей. И если человек хочет спасения и стремится быть с Богом, то должен доверять Ему и понимать, что Он всегда рядом. А чтобы быть ближе к Богу, нужно учиться настоящей молитве, доброделанию, вере. И тогда будешь возрастать.

Господь призывает всех нас к совершенству: Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный. Многие люди считают, что это про святых, а они-то простые, им не до этого. Но Господь призывает к этому каждого человека. Святые от нас отличались только одним: имели большую ревность о славе Божией, чем мы. 

Ведущий Александр Черепенин

Записала Анна Вострокнутова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать