Архипастырь. Епископ Евфимий (Моисеев)

6 марта 2023 г.

Сегодня у нас в гостях председатель Синодального миссионерского отдела епископ Луховицкий Евфимий.

– Тема сегодняшнего разговора: «Миссионерское служение Церкви».

Владыка, Вы возглавляете Синодальный миссионерский отдел. Какие первоочередные задачи решает это подразделение Церкви и в чем состоит его работа?

– Синодальный миссионерский отдел в целом отвечает за развитие миссионерского служения Русской Православной Церкви. Это очень обширное, я бы сказал – магистральное направление. Священный Синод на последнем заседании в конце уходящего года принял ряд важных документов, касающихся миссионерской деятельности. Вкратце изложу суть этих решений.

Были определены три основных направления миссионерского служения на современном этапе. Это внешняя, или так называемая классическая миссия: проповедь веры народам и людям, которые ничего не слышали и не знают о христианстве и православии. Это внутренняя миссия, направленная главным образом на наших соотечественников, на граждан стран ближнего зарубежья, которые по своему происхождению, может быть, в силу крещения считаются христианами, но часто являются таковыми лишь номинально, то есть не ходят в храм, не принимают участия в церковных таинствах и, что самое печальное, не руководствуются христианской мотивацией при принятии тех или иных жизненно важных решений. И третье направление нашей работы – апологетическая миссия, которая в большей степени направлена на защиту православной веры перед лицом всевозможных лжеучений (это и некие лжеправославные течения, и угроза язычества, неоязычества, и угроза раскола). То есть все те вызовы, с которыми на протяжении истории своего бытия Православная Церковь всегда сталкивалась. Вот три основных направления, по каждому из которых ведется систематическая работа.

Еще я хотел бы отметить, что наряду с Синодальным миссионерским отделом в конце 2021 года Священным Синодом было создано Православное миссионерское общество. А лучше сказать, оно было воссоздано, поскольку существовало еще со второй половины XIX столетия. Сейчас мы прилагаем определенные усилия для развития Православного миссионерского общества, которое, как предполагается, будет объединять в своих рядах наиболее активных миссионеров, будет формировать миссионерский актив, обсуждать основные направления развития миссионерства. Это тоже очень важная сфера деятельности, которой нам приходится заниматься.

– Какие методы работы у Миссионерского отдела? Как проводится миссионерская работа? Это служение священников на территориях, где не проповедана православная вера; рассказы в школах, вузах, сузах об основах христианской православной веры...

– Я не случайно упомянул о Православном миссионерском обществе. В свете новой концепции, которая одобрена Священным Синодом, подавляющее большинство практических миссионерских начинаний должно быть сосредоточено именно под эгидой этого общества. Синодальный миссионерский отдел – это в большей степени официальная церковная структура, которая занимается мониторингом ситуаций, контролем за определенными процессами, сбором информации, подготовкой всевозможных аналитических материалов, справок, записок и так далее.

Например, если взять издательскую сферу, там подобное разделение тоже было введено какое-то время назад. Был Издательский отдел Московского Патриархата, потом на базе этого отдела появилось Издательство Московской Патриархии и Издательский совет. Издательский совет (поскольку я когда-то был сотрудником этой структуры, могу об этом судить) по отношению к сфере книгоиздания выполняет приблизительно те же функции, которые Синодальный миссионерский отдел выполняет по отношению к миссионерской сфере. То есть он взаимодействует с профильными церковными учреждениями. Если брать внешнюю миссию, то это в первую очередь наши церковные структуры за рубежом: Отдел внешних церковных связей, Патриарший экзархат Африки и Юго-Восточной Азии. Если брать внутреннюю миссию, то это Отдел религиозного образования и катехизации, епархиальные миссионерские отделы. То есть это некая официальная церковно-бюрократическая структура, которая просто должна быть, потому что так работает любая система: государственная, церковная, корпоративная и так далее.

Если мы говорим о развитии тех или иных миссионерских проектов, начинаний, каких-то концепций и так далее, то, повторюсь, все это планируется проводить под эгидой Православного миссионерского общества.

– С какими сложностями приходится сталкиваться при ведении миссии?

– К этому вопросу необходимы уточнения, потому что не одно и то же вести миссию где-нибудь на Филиппинах, в Индонезии или среди наших сограждан, например, в Тульской области, Республике Татарстан, одном из российских регионов, или в странах ближнего зарубежья. Повторюсь, это разные виды миссии. Одно дело – проповедовать православие и христианскую веру людям, которые ничего об этом не знают, не слышали, не владеют русским языком. Другое дело – работать с нашими соотечественниками, согражданами, которые в значительной своей массе крещены, но не просвещены (если использовать формулу, которую нам оставил Святейший патриарх Алексий II).

Хоть и называют 90-е годы эпохой второго крещения Руси, надо понимать, что само по себе крещение не во всех случаях тождественно просвещению. Очень часто люди приняли крещение и на этом забыли о Церкви. Следуя некой моде или чьему-то совету, они покрестились, может быть, крестили своих детей, но ни сами не живут в соответствии с христианскими традициями и нормами, ни детей своих не воспитывают должным образом. По отношению к таковым (а таких не просто много, а большинство, если брать категорию людей, которые именуют себя православными) и проводится так называемая внутренняя миссия, основной задачей которой является стремление донести до людей суть христианской веры, которая отнюдь не сводится лишь к соблюдению определенных традиций, исполнению обрядов и даже участию в таинствах, особенно если это участие является неосознанным.

Так что в этом плане это очень серьезная, сложная работа. По сути, эту работу выполняет вся Церковь, не только один лишь Миссионерский отдел этим занимается или Православное миссионерское общество.

Если Вы спросите, зачем тогда нужен Миссионерский отдел, отвечу, что Миссионерский отдел отвечает за разработку методики, дает оценку и делает анализ разных миссионерских проектов, концепций, идей. Знаете, миссионеры – люди очень творческие, они создают и выдвигают разные миссионерские проекты, концепции, подчас довольно смелые, очень неожиданные. И наша задача – помочь таким людям, чтобы их творческое горение все-таки находилось в рамках церковной традиции.

Церковь занимается миссионерским служением с момента создания. Ни в коем случае нельзя думать, что миссионерство стало актуальным только в XXI веке. Церковь на протяжении всего своего бытия занималась миссионерским служением в силу того, что наша Церковь является Апостольской, как мы это исповедуем в Символе веры. Поэтому миссионерство, или апостольство (в данном случае эти слова можно рассматривать как синонимы) является неотъемлемой частью церковного служения вообще. Поэтому в той или иной мере любой христианин (не только священнослужитель или монах, но и мирянин) призван быть миссионером для своего окружения, своих ближних, домашних, тех людей, с которыми он соприкасается.

– Вопрос телезрителя из Белгорода: «Апостол Павел в Послании к Евреям писал о Мелхиседеке: царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его… уподобляясь Сыну Божьему, пребывает священником навсегда. Понятно, что это не Сын Божий и к народу Авраама отношения не имел. Так кто же такой Мелхиседек и откуда он пришел?»

– Здесь более квалифицированный ответ дал бы кто-то из библеистов. Но, насколько мне известно, наиболее распространенное святоотеческое мнение заключается в том, что Мелхиседек является прообразом Господа Иисуса Христа. Не случайно на богослужении одного из Господских праздников в качестве прокимна используется стих применительно к Господу Иисусу Христу: «Ты иерей еси во век по чину Мелхиседекову». За более подробным ответом отсылаю Вас к святоотеческим толкованиям.

– Владыка, необходима ли вообще миссия в современном мире, когда информация является совершенно доступной? В Интернете сейчас все можно прочитать, посмотреть, узнать. И какое у Вас отношение к миссии на современных площадках, таких, как Интернет и так далее?

– Мы живем в информационном обществе; это данность, реалии нашей жизни. Но нужно понимать простую вещь: самой по себе информации еще недостаточно для того, чтобы изменить мировоззрение человека. Человек так устроен, что всегда ориентируется на некие авторитеты, на людей, авторитетных в той или иной сфере или области. Если брать духовную, религиозную сферу, это в первую очередь святые люди, святители, преподобные, монахи и благочестивые миряне. Собственно, и миссия Церкви, и Предание Церкви в реальном времени осуществляются прежде всего через носителей этого Предания – через христиан, через людей, которые в основу своей жизни, своих мыслей и поступков положили евангельские заповеди. То есть в своих поступках они имеют христианскую мотивацию и именно личный пример, обладая самым мощным миссионерским воздействием.

Личный пример – когда мы видим, что тот или иной человек, христианин достойно совершает свое служение на том месте, на котором он поставлен, и не важно, священнослужитель это, монах, мирянин или мирянка. Это может быть многодетная мать или многодетный отец, это может быть священник, который где-то в глубинке в трудных условиях восстанавливает храм или, наоборот, служит в центре многомиллионного мегаполиса, свидетельствуя о своей вере жителям этого города на доступном и понятном им языке.

Но, повторюсь, понятия миссии и апостольства в каком-то плане тождественны, и поскольку Церковь является Апостольской, это указывает не только на ее происхождение от апостолов, но и на ее призвание. То есть Православная Церковь, Церковь Христова призвана быть свидетельницей о православии даже до скончания века, поэтому этот миссионерский аспект, безусловно, очень важен в жизни Церкви и в жизни каждого православного христианина.

– Владыка, могут ли добровольцы принимать участие в проектах общества и какого рода помощь здесь требуется?

– Безусловно, могут. И, повторюсь, именно для добровольцев, волонтеров и активистов, для людей, которые желают послужить Церкви на поприще миссионерства, и создается Православное миссионерское общество. Скажу еще несколько слов об этом проекте, чтобы было более понятно.

Это общество было основано в XIX столетии святителем Московским Иннокентием – выдающимся миссионером, который, как известно, проповедовал и на Камчатке, и на Аляске, а под конец своих дней стал митрополитом Московским, и, будучи в этом высоком статусе, он получил возможность поддержки православной миссии.

Поэтому было создано специальное общество для поддержки миссионерских проектов, под которыми в то время в основном понимались проекты, созданные в рамках именно внешней миссии. Мы знаем, что духовные миссии Русской Православной Церкви действовали в целом ряде стран Дальнего Востока – это и Япония, и Китай, и Корея, в Иране была очень интересная Урмийская миссия. Русская духовная миссия была и в Иерусалиме. Это единственная миссия, которая сохранилась до наших дней.

Православное миссионерское общество главным образом занималось сбором средств на поддержку миссий, потому что традиционные формы церковной экономики, предполагающие наличие каких-то пожертвований от постоянных прихожан, в этих случаях просто не работали, ведь прежде чем люди начнут что-то жертвовать на Церковь, нужно, чтобы они стали прихожанами.

Понятно, что после революции деятельность этого общества была невозможна, а в постсоветское время оно было возрождено не сразу. Повторюсь, в конце 2021 года Священным Синодом было принято соответствующее решение, в конце 2022 года Синод утвердил устав этого общества, и в настоящее время мы готовим первый учредительный съезд Православного миссионерского общества, который планируем провести 6 октября – в день памяти святителя Московского Иннокентия. На этот съезд мы планируем пригласить и волонтеров, и добровольцев, и активистов – всех желающих потрудиться на благодатном поприще миссионерского служения.

– На Ваш взгляд, какие качества являются для миссионера ключевыми?

– Очень простое качество, о котором апостол Павел сказал так: горе мне, если не благовествую. На мой взгляд, здесь все-таки должно быть особое состояние души. Немножко соприкоснувшись с этой темой, я вижу, что миссионерское служение посильно не для каждого человека и даже не для каждого священнослужителя, потому что оно предполагает достаточно высокую степень самоотвержения.

Понятно, что это служение сопряжено с перенесением разного рода бытовых и финансовых трудностей, какой-то неустроенности. Должен сказать, что миссионерское служение сложно сочетается с семейной жизнью, потому что любая семья, любая супруга стремится к стабильности, к тому, чтобы было поменьше каких-то потрясений, а в жизни миссионера так бывает очень редко. Все это в совокупности создает определенную специфику миссионерского служения. Хотя нам известно, что супруга того же святителя Иннокентия поддерживала его в его трудах и начинаниях и повсюду ездила за ним.

Но, повторюсь, все-таки в первую очередь это состояние души человека, который понимает, что Господь именно его призвал на эту стезю. Здесь очень важно помнить слова Господа Иисуса Христа, обращенные к апостолам: не вы Меня избрали, а Я вас избрал. То есть если Господь избрал кого-то на это служение, то лучше не уклоняться от него, понимая, что какие-то встречающиеся на этом пути трудности с помощью Божией будут преодолены. Но опять-таки это служение не для всех.

– Сейчас проводится миссионерская работа на новых территориях Российской Федерации. Есть ли у нее какие-то специфические черты и отличается ли эта работа от той, которая ранее велась в России?

– Я бы сказал, что главное отличие, специфическая черта миссионерской работы на новых территориях, в зоне специальной военной операции – это особая повышенная восприимчивость людей к слышанию слова Божия. В первую очередь я имею в виду наших бойцов, военнослужащих, которые находятся в этих местах.

В начале февраля мы с моими коллегами совершили поездку на новые территории, в зону проведения специальной военной операции. Это была наша личная инициатива как христиан, как граждан. Мы посещали воинские части – батальоны, роты, общались с бойцами, с военнослужащими, которые находятся на передовой.

Знаете, более благодарной аудитории я в своей жизни не видел. Этих людей не нужно заставлять собираться на молитву, участвовать в таинствах. Они очень радуются приходу священнослужителей, с готовностью принимают участие в церковных таинствах, исповедуются, причащаются. Я лично крестил нескольких бойцов, которые лежали в госпитале.

Понимаете, здесь, что называется, Сам Господь делает за нас большую часть миссионерской работы. Этим людям не нужно объяснять смысл и ценность жизни, им не нужно объяснять, что Господь существует, что Он близ, рядом и что именно от воли Божией зависит жизнь человека. Человек, который находится под обстрелами, под постоянной угрозой смерти, конечно же, в духовном плане мыслит иначе, он более открыт проповеди Евангелия, чем люди, живущие обычной, мирной жизнью, члены нашего общества потребления. 

Эта поездка была полезной не только для бойцов и военнослужащих (надеюсь, что какую-то пользу мы сумели им принести), но я считаю, что в первую очередь она была полезна для нас самих, потому что мы от общения с этими людьми как-то духовно утвердились, получили некий духовный заряд, очень важный импульс.

По сути, люди, с которыми мы общались, может быть, не всегда осознанно своим делом исполняют заповедь Господа, что нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Эти люди откликнулись на призыв Спасителя и не стали уклоняться от мобилизации, многие добровольно пошли с оружием в руках защищать Родину. Слава Богу, у нас много достойных людей, общение с которыми дает потрясающий духовный заряд, в том числе и для священнослужителей, поэтому мы были очень довольны этой поездкой.

– Вопрос от телезрительницы: «Я профессиональный психолог, профессор, доктор философских наук, и у меня такой вопрос: скажите, пожалуйста, возможно ли участие психологов совместно со священниками в работе православной миссии в чрезвычайных и кризисных ситуациях, а также отдельно работа психологов в православной миссии? Рассматриваете ли Вы возможность подготовки таких людей для их участия в этом?»

– Думаю, что это сотрудничество возможно, но важным условием его успешности является то, чтобы психолог, с которым будет сотрудничать священнослужитель, был православным человеком, чтобы у них не возникало разногласий на мировоззренческом уровне.

Понятно, что психолог владеет какой-то своей методикой работы с людьми, которые нуждаются в этой помощи, священник использует свои подходы, свой инструментарий. Но если говорить именно о сотрудничестве, очень важно, чтобы не было разногласий на вероучительном и мировоззренческом уровне. Если в этом плане будет единство, то,  думаю, сотрудничество будет успешным.

– Владыка, расскажите, чем занимаются священники, которые отправились в миссию на новые территории.

– Главным образом они занимаются окормлением военнослужащих. Собственно, именно это их главная задача. Мы не должны забывать о том, что в этих четырех областях, которые были включены в состав Российской Федерации, действуют свои церковные структуры. В большинстве своем это епархии Украинской Православной Церкви (правда, есть исключения), но церковная жизнь для местного населения так или иначе там уже давно организована.

Поэтому я бы хотел подчеркнуть тот момент, что наши священнослужители выезжают по линии Военного отдела в зону проведения специальной военной операции исключительно для духовного окормления военнослужащих.

– А с какими сложностями приходится встречаться священникам в ходе ведения миссии на новых территориях?

– Первая и основная сложность – это банальная угроза, опасность для их жизни. По официальным данным, на сегодняшний день шесть священников погибли в зоне СВО, поэтому не нужно думать, что это просто какая-то увлекательная поездка для приобретения новых впечатлений. Я считаю, что нам просто повезло, все у нас удачно сложилось, потому что Господь благословил нашу поездку, но, в общем, мы были готовы к разным вариантам поездки, и в этом нужно отдавать себе отчет.

В этом смысле я хотел бы предостеречь и священнослужителей, и мирян, которые, может быть, имеют доброе желание чем-то помочь в зоне СВО, от взгляда на эту ситуацию через некие розовые очки. Да, в первую очередь это угроза для жизни, это и какая-то бытовая неустроенность, это и плохое транспортное сообщение, и какие-то непредвиденные моменты, которые невозможно предусмотреть при планировании подобных поездок. Так что ко всему этому нужно быть психологически готовым.

Но все эти трудности, конечно же, с лихвой компенсируются тем радушием и той благодарностью, которые ты видишь от бойцов – от людей, ради которых ты туда приехал. То есть ты понимаешь, что эти люди воспринимают приезд священнослужителей как некое благословение Божие, как некий особый для себя шанс.

Многие командиры батальонов обращались к нам с просьбой прислать батюшек, которые находились бы там на постоянной основе. Конечно, эту задачу решить непросто, но понятно желание этих людей, чтобы священнослужители постоянно находились рядом с ними и молились о них, потому что, повторюсь, эти люди воочию видят, что жизнь человеческая может прекратиться в любой момент, и они действительно понимают, что она находится в руках Божиих.

Там не нужно объяснять необходимость связи с Господом, не нужно говорить, зачем, для чего Бог нужен в жизни, там это понятно, и у людей есть ответ на этот вопрос. Просто им нужно немножко подсказать, где-то дать правильный импульс, может быть, дать Евангелие, какую-то духовную литературу, чтобы человек уже самостоятельно шел по этому пути.

– Реализуются ли там какие-то социальные проекты?

– Безусловно, такие проекты реализуются. У нас сейчас есть идея реализовать подобный проект совместно с Синодальным военным отделом. Пока все это по большей части делается силами энтузиастов, каких-то известных людей – телеведущих, артистов, занимающих патриотическую позицию, которые создают какие-то фонды, собирают средства и целевым образом закупают нужные вещи и так далее.

Безусловно, все это необходимо делать, потому что возможностей государства недостаточно. И нужно иметь в виду, что хаос и неразбериха военного времени тоже накладывают свой отпечаток. Пока не выстроены механизмы взаимодействия государственных структур, много еще и разобщенности.

Все-таки нужно понимать, что эти четыре региона более тридцати лет находились в составе совсем другого государства, там были другие принципы организации и так далее. Поэтому от добровольцев, от волонтеров, от людей, занимающихся благотворительностью, безусловно, зависит очень многое.

– А как священники попадают на служение на новых территориях? Это какое-то их добровольное желание или они несут послушание?

– Вообще, конечно, это в большей степени вопрос не ко мне, а к председателю Военного отдела. Но, опираясь на впечатления от своей поездки, я могу сказать, что на сегодняшний день главным образом это священники, которые едут туда действительно добровольно, получив благословение своих правящих архиереев, может быть, опираясь на свои личные знакомства или связи с командирами каких-то батальонов или воинских частей.

То есть пока это в основном организуется в неком ручном режиме, и здесь большое значение имеет инициатива отдельных людей. Но, насколько я знаю, Военный отдел планирует взять под контроль эту ситуацию и придать этой работе системный характер. Конечно же, сделать это необходимо.

– Владыка, кого из современников Вы бы отметили, когда речь идет о миссии Церкви?

– В первую очередь я бы здесь выделил фигуру Святейшего Патриарха Кирилла, ему удается осуществлять синтез церковной традиции и каких-то новых актуальных подходов, необходимых для развития церковной жизни. Это дано не каждому, и это требует особого таланта.

С полной уверенностью могу сказать, что Святейший Патриарх обладает этим талантом и старается всецело его приумножать. Для меня лично Святейший Патриарх является образцом миссионерского служения, добрым примером апостольства. Слава Богу, что у нас есть такой первоиерарх, на которого в этом отношении мы можем равняться.

– Вы являетесь наместником Высоко-Петровского монастыря. Расскажите о вашей обители.

– Высоко-Петровский монастырь – одна из древнейших обителей Москвы. Он был основан святителем Петром, который вошел в историю как первый московский митрополит, хотя носил титул митрополита Киевского и всея Руси. В 2027 году будет праздноваться 700-летие со дня кончины святителя Петра. Это очень значимый для нас юбилей, к которому мы начинаем готовиться уже сейчас.

Это обитель с очень интересной историей, в которой было множество ярких страниц, в том числе и в ХХ столетии. Я упомянул о нескольких ярких личностях, и первый из них – преподобный Гавриил Седмиезерный. Этот уникальный старец, выдающийся подвижник начала ХХ столетия прославился, получил известность уже не в нашей обители, а в Казанской епархии, в Седмиезерной пустыни, где он долгое время подвизался.

Также я хотел бы отметить особое явление, если угодно, феномен, который сформировался в нашей обители в 20–30-е годы прошлого столетия, – феномен тайных монашеских общин. Дело в том, что после закрытия Зосимовой пустыни – очень известной в предреволюционное время обители (в настоящее время она находится во Владимирской области), ряд ее насельников, действительно очень духовных старцев, переселились в Высоко-Петровский монастырь. Здесь, в самом центре советской столицы, они стали практиковать древние принципы старчества, что нашло отклик даже в сердцах советской молодежи.

Поразительно, что в то время, в годы безбожных пятилеток, когда издавался журнал «Безбожник у станка», когда открывались антирелигиозные музеи и так далее, создавались тайные монашеские мужские и женские общины, в которых практиковались самые строгие принципы духовного руководства. И центром духовной жизни Москвы в то время, безусловно, был Высоко-Петровский монастырь.

Сейчас мы готовим выставку, посвященную этим тайным монашеским общинам. Надеемся, что в течение этого года выставка будет открыта для всех желающих. Приглашаю всех более подробно познакомиться с Высоко-Петровской обителью. Мы будем рады видеть вас в нашей обители.

– Владыка, прошу Вас дать наставление нашим дорогим телезрителям в период Великого поста.

– Скажу словами преподобного Амвросия Оптинского: «Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно, тогда наше дело будет верно, а иначе выйдет скверно». Время Великого поста нужно использовать для того, чтобы провести некую ревизию своего духовного состояния, чтобы пост наш не сводился лишь к воздержанию от какой-то пищи или пития и чтобы по результатам поста мы могли бы явить действительно духовные плоды. Может быть, для нас самих не столь важно видеть, что мы приобрели какие-то плоды поста, но важно, чтобы наше православие, наше христианство стало заметным для наших ближних. Это и будет самым лучшим способом миссионерства, который доступен абсолютно каждому христианину, и для этого необязательно ехать куда-то в Африку или в Азию, а вполне достаточно быть добрым христианином у себя дома.

Ведущий Павел Денисик

Записали Нина Кирсанова и Людмила Белицкая

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать