У книжной полки. Пасхальные рассказы русских писателей

28 апреля 2022 г.

«Если бы не было на земле Пасхи, почернел бы человек от горя! Нужна Пасха человеку!» - так восклицает один из героев произведений Василия Никифорова-Волгина, и это действительно так. С каким нетерпением мы ждем этого дня, и какой радостью наполняются наши сердца, когда мы впервые, стоя ночью пред закрытыми дверями храма, слышим возглас священника: «Христос воскресе» и хором радостно отвечаем: «Воистину воскресе». Радость Пасхального праздника на протяжении многих веков сопровождала верующего человека, где бы он не находился: дома или вдали от него, в родной стране или на чужбине, в кругу своих близких или в окружении солагерников. Эту радость никто не может отнять у верующего человека, и подтверждение тому мы находим в многочисленных произведениях писателей и поэтов, посвящавших Величайшему событию свои рассказы и стихи. Некоторые из них собраны на страницах этого пасхального сборника.

***

1. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию сборник «Пасхальных рассказов русских писателей», выпущенный в свет издательством Никея в серии «Пасхальный подарок». Эта книга, по словам издателей, поможет ощутить пасхальную радость не только на Светлой седмице, но и в любые другие дни года. Ведь в ней собраны лучшие рассказы о Пасхе и Свет Воскресения Христова сияет из них. Произведения Федора Достоевского, Николая Гоголя, Владимира Соловьева, Сергея Фуделя, Александра Солженицына, Антона Чехова, Константина Леонтьева, Владимира Короленко, Александра Куприна, Ивана Бунина, Евгения Поселянина, Василия Никифоров-Волгина, Николая Колосова, Леонида Андреева и Бориса Ширяева уместились под одной яркой праздничной обложкой. И это делает книгу не только прекрасным подарком к Празднику праздников, но и замечательным чтением на все времена.

2. Открывает книгу краткий рассказ Федора Михайловича Достоевского «Мужик Марей», в котором писатель вспоминает пасхальные дни 1850 года. Тогда он, будучи ссыльнокаторжным, наблюдал, как такие же «товарищи по несчастью» отмечают Великий христианский праздник. Достоевский не мог спокойно смотреть на народный пьяный разгул, который устроили каторжные и осуждал их. И вот тут ему вспомнилась его встреча с Мареем, простым русским мужиком, который успокоил 10-летнего Федю, испугавшегося волков. И это воспоминание помогло ему понять окружающих людей.

3. Еще один из рассказов, составивших эту книгу, называется – «Светлое Воскресение» и принадлежит перу Николая Васильевича Гоголя. В жизни многих православных христиан, тех, кто родился и вырос еще в дореволюционной России, церковная жизнь не была чем-то отдаленным, но являлась неотъемлемой частью их бытия, и Праздник Пасхи был особенно дорог русскому человеку. Еще больше он был дорог тем, кто вынужден был покинуть Россию. Как раз об этом и пишет Николай Васильевич в своем рассказе: «В русском человеке, - говорит он, - есть особенное участие к празднику Светлого Воскресения. Он это чувствует живей, если ему случится быть в чужой земле. «…» Ему вдруг представится — эта торжественная полночь, этот повсеместный колокольный звон, который как всю землю сливает в один гул, это восклицанье «Христос воскрес!», которое заменяет в этот день все другие приветствия».

4. Подобные чувства испытывали многие русские писатели и поэты, эмигрировавшие в начале 20 века за границу. В их числе, были Иван Шмелев, Иван Бунин, Александр Солженицын, произведения которых, ранее неизвестные в нашей стране, вошли в этот сборник. Взять, к примеру, рассказ Александра Исаевича Солженицына «Пасхальный Крестный ход», написанный в 1966 году, в годы атеизма. Он является одним из самых ярких рассказов русских писателей о Пасхе тех времен. В нем описана ужасная картина прошлого века, когда в Светлую Заутреню толпа воинствующих безбожников готова была перерезать православных христиан, которые собрались в храм.

5. А этой толпе противостояли «в светлых ризах священники и дьяконы, их человек семь», два хоругвеносца, да десять певчих, готовых идти на смерть ради Христа. Их лица светлы, они «поют и идут сплоченным строем» и «так торжественны, будто вокруг все крестятся, молятся, каются, падают в поклоны». А при их виде даже самые отъявленные богоборцы становились смиреннее. Этот рассказ, как и произведения Василия Акимовича Никифорова-Волгина и Бориса Николаевича Ширяева, включенные в сборник, наполнены одновременно и пасхальной радостью, и грустью. Они показывают читателю, как в нелегкое время 20 века встречали в России радостный праздник Воскресения Христова.

6. Некоторые повествования невозможно читать без слез. Но они доказывают то, что никакие врата ада не одолеют Церкви Христовой, и Господь всегда будет с нами. Взять, к примеру, рассказ «Солнце играет» Василия Никифорова-Волгина. Читая его, мы в очередной раз видим, что Бог поругаем не бывает, и как Он даже ярого отступника может привести к Себе. Суть этой истории такова. Чтобы поглумиться над Пасхальной заутреней, комсомольцы затеяли комедийный спектакль, в котором кощунствовали над Господом. По ходу пьесы артист Александр Ростовцев, одетый как Иисус Христос, должен был прочесть из Евангелия два стиха из Заповедей блаженства. Читая рассказ, мы видим, как слова Священного Писания преображают душу и он читает Заповеди до конца.

7. «Власть ли его чудесного голоса, ... ночная ли тоска по этим гонимым и оплеванным словам Нагорной проповеди, образ ли живого Христа встал перед глазами, вызванный кощунственным перевоплощением артиста, но в театре стояла такая тишина, что слышно было, как звенела она комариным жужжанием. И в эту тишину шли, как пасхальные свечи вокруг церкви, слова Христа: «Вы свет мира... любите врагов ваших... молитесь за обижающих вас и гонящих вас...» Ростовцев прочитал всю главу, и никто в зале не пошевельнулся». А затем он «перекрестился четким медленным крестом и произнес: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствие Твое!» Он еще что-то хотел сказать, но в это время опустили занавес».

8. Из этого текста мы видим, что Чудо Воскресения Христова не оставило душу и богоборствующего человека, не оставляет оно и других людей. Так, не менее показателен рассказ Бориса Ширяева из его книги «Неугасимая лампада». В нем автор, будучи Соловецким узником, вспоминает о деятельной любви ко всем людям без исключения священномученника Илариона Троицкого, о той негасимой радости, которую нес всем Владыка и очевидцем которой был сам Ширяев.

***

Вот лишь несколько пасхальных эпизодов из жизни наших соотечественников, которые жили в разное время, но одинаково переживали Светлый и радостный для верующего человека Праздников Праздник. Христианство - основа русской культуры, и поэтому тема Пасхи не могла не отразиться в творчестве русских писателей. Даже в эпоху социалистического реализма жанр пасхального рассказа продолжал жить в самиздате и в литературе русского зарубежья. Великие художники видели, как свет Пасхи преображает всё многообразие жизни, до самых обыденных мелочей, и запечатлели это в своих произведениях. «Пасхальные рассказы русских писателей» отражают религиозные чувства своих создателей, и помогают понять, что во все времена – Пасха – самое святое и радостное событие в жизни человека.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать