***
1. По словам автора предисловия - протоиерея Геннадия Беловолова, мы держим в руках удивительную и уникальную книгу - второй такой во всей мировой культуре нет. Это Дневник, который вел в течение 53 лет жизни практически ежедневно великий русский святой - отец Иоанн Кронштадтский. История создания этой книги необычна и тоже не имеет аналогов. Любой автор, приступая к написанию книги, хотя бы в общих чертах представляет ее содержание, композицию, начало, продолжение и конец. Книга «Моя жизнь во Христе» не задумывалась изначально в том виде, как мы ее знаем. Отец Иоанн не знал и не подозревал, что он начинает создавать уникальную и великую книгу, которую будут читать множество людей на разных языках, в разных странах и континентах.
2. В самом начале своего священнического служения в первые месяцы 1856 года он стал вести свой личный Дневник. Первые два года эти записи представляют собой внимательное пошаговое чтение и изучение Священного Писания. Он делал выписки и записывал свои толкования и рассуждения на тему глав из Ветхого и Нового Завета. Позже Дневник приобрел характер внутреннего самонаблюдения, духовного самоанализа, покаяния и благодарения Богу. Несмотря на свою огромную занятость как приходского священника, а позже и как Всероссийского пастыря, о. Иоанн ежедневно находил силы и время для записей мыслей, которые приходили к нему в течение дня, во время молитвы и созерцания. Часто духовные размышления являлись набросками для проповеди на предстоящей службе в храме.
3. Как отмечает отец Геннадий, с течением времени ведение Дневника стало устойчивой потребностью, он стал главным собеседником и исповедником отца Иоанна. Одновременно Дневник стал его духовным подвигом. Это летопись духовной жизни Всероссийского пастыря, молитвенная кардиограмма его сердца, сокровенная исповедь его души. Сам пастырь называет свой Дневник «книгой моего бытия духовного». О. Иоанн поверяет Дневнику самые сокровенные и благодатные моменты своей внутренней жизни, воздавая благодарность Богу за ниспосланные милости. Дневник имеет глубоко покаянный и откровенный характер: нет такого помысла или такого греха, который бы отец Иоанн не исповедовал и не открывал бы Богу в своем Дневнике. По этой причине чтение опубликованных в наше время дневников требует особого благоговения и понимания.
4. Нужно помнить, говорит автор предисловия, что Иоанн Кронштадтский в своем Дневнике каялся перед Богом. «Что мой Дневник? - писал отец Иоанн. - Не похвала моя. Он - история грехопадений моих!» В своих записках отец Иоанн предстает перед нами как живой человек со своими слабостями и немощами, и потому становится еще ближе и роднее. Когда вчитываешься в страницы этого великого Дневника, понимаешь, что святость - это не непогрешимость, а видение своих грехов и постоянное покаяние в них. Читая Дневники Отца Иоанна, начинаешь глубоко сопереживать Батюшке всеми силами своей души, скорбеть его скорбями и радоваться его радостями. А потом приходишь к мысли, что многие из нас, подвержены таким же помыслам и искушениям, но часто не замечают их или не считают их грехом, не вменяют себе в вину и легко прощают сами себя. Для нас Дневник отца Иоанн становится многотомным учебником покаяния и прославления Бога.
5. К тому времени, когда простой кронштадтский священник стал известным на всю Россию пастырем, в столе отца Иоанна собралось уже почти два десятка тетрадей дневниковых записей. (Всего отец Иоанн написал около 40 тетрадей точное количество не известно, так как часть тетрадей была утрачена). Батюшка осознавал их духовную значимость и душеполезность для духовных чад и почитателей. Спустя много лет отец Иоанн сделал строгую и многозначительную запись в качестве предисловия к первой тетради Дневника, в которой он заповедует хранить эту книгу: «Не истреблять этой книги и по смерти моей: может быть, кто-нибудь найдется подобный мне по мыслям и по чувству и покажет свое глубокое сочувствие написанному в этой книге, если не всему, чего я и не смею надеяться (потому что могут найтись здесь, при строгой критике, и ошибки), то по крайней мере некоторым местам ее. Всё хорошее и справедливое в этой книге почитаю не своим, а Божиим, так как мы не способны... помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога (2Кор. 3, 5). Мои только ошибки и недостатки».
6. В конце 1880-х годов у о. Иоанна возникает желание опубликовать «выбранные места» из своего Дневника в виде книги для всеобщего чтения. Для этого требовалось проделать большую подготовительную работу: перечитать все Дневники, отобрать в них наиболее важные мысли и рассуждения для публикации, переписать их, отредактировать и расположить в определенной последовательности в виде текста для набора в типографии. В этом важном деле нужен был надежный помощник, которому можно было доверить работу с Дневником. Такого помощника отец Иоанн нашел в лице своего племянника Ивана Васильевича Фиделина, сыгравшего важнейшую роль в подготовке первого издания главной книги Иоанна Кронштадтского.
7. О нем известно не много. Он оставался не публичной фигурой в тени славы праведного дяди. Иван Васильевич Фиделин был старшим сыном сестры о. Иоанна Анны Ильиничны Сергиевой. Учился в Архангельской семинарии, но, не закончив ее, в 1876 году по приглашению о. Иоанна переехал в Кронштадт, где стал его личным секретарем. Выбранный с его помощью из почти двадцати тетрадей материал составил два тома (по четыреста страниц). К 1891 году подготовительная работа была завершена, и в том же году вышел первый выпуск книги.
***
Отец Иоанн назвал свою книгу - «Моя жизнь во Христе», - название, по мнению издателей, - очень серьезное и ко многому обязывающее. Чтобы так назвать свою книгу, нужно иметь большое дерзновение и внутреннюю чистую совесть, чтобы эти слова не оказались ложью. Это не похвала самому себе, а скорее суд и приговор. Но другой жизни у отца Иоанна не было, и он ее никогда не искал. В этом смысле точнее названия не найти. Книге-дневнику автор дал и глубокий подзаголовок, в котором задается духовный камертон для чтения, раскрывается таинственная и благодатная атмосфера написания мыслей на страницах книги: «Минуты духовного трезвения и созерцания, благоговейного чувства, душевного исправления и покоя в Боге». Прочитав эти слова, уже невозможно пробежать эту книгу по диагонали, они требуют такого же благоговения, высокого созерцания и покоя во Христе.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!