У книжной полки. Чтобы не оскудела вера твоя

19 апреля 2022 г.

«Творения святых отцов Церкви составляют богатейшую сокровищницу истин христианской веры», — пишет в предисловии к этой книге ее первый издатель Николай Васильевич Елагин. Впервые «Изложение христианского учения, извлеченное из творений святых отцов» было издано в 1869 году и вызвало тогда большой интерес среди благочестивых читателей. Даже Святейший Синод рекомендовал ее для широкого использования среди простого народа и в учебных заведениях. После революции книга издается впервые с новым жизнеутверждающим названием: «Чтобы не оскудела вера твоя». И мы рады представить ее на нашей книжной полке.

***

Эта книга состоит из писем, в которых автор излагает основы православной веры, в изобилии цитируя святых отцов. Письма принадлежат перу Нижегородского епископа Иеремии (Соловьёва), который в то время находился на покое в Печерском монастыре. Составитель и первый издатель книги — Елагин Николай Васильевич — духовный писатель и цензор. Елагин очень почитал свт. Тихона Задонского, труды которого, владыка Иеремия много цитировал в своих письмах. Первоначально архипастырь не планировал их издание. Но Николай Васильевич уговорил нижегородского архиерея дать разрешение на их публикацию, видя в этом большую духовную пользу. Все расходы по изданию он взял на себя, а доходы от продажи книги направлялись на благоустройство Корецкого женского монастыря на родине свт. Тихона Задонского.

Говоря о цели издания книги Николай Васильевич Елагин пишет: «ˮИзложение христианского учения“ назначается для чтения тем из православных христиан, которые, не посвящая себя специальному изучению богословия, однако, нуждаются, как христиане, в знании истин веры, ими исповедуемой». Т.е. по замыслу издателя, книга адресована каждому православному христианину, желающему знать истины православной веры. Изложение материала автор писем  ведет последовательно, и начинает его с учения о Боге-Троице, затем о творении мира, о создании человека и его первобытном блаженном состоянии, далее ведет повествование о падении прародителей и его печальных последствиях. Особенно полно преосвященный Иеремия раскрывает учение о таинстве Искупления падшего человека Сыном Божиим. Наконец, после краткого, но достаточного учения о Церкви он завершает свое изложение учением о последних судьбах мира и о том, что ожидает людей в вечности.

Подача материала идет последовательно и одновременно занимательно. Кроме святых отцов автор иногда цитирует стихи известных поэтов, относящиеся к теме повествования, приводит исторические и житейские примеры, что очень оживляет восприятие. По ходу повествования встречаются места, где автор как бы приглашает читателя обращаться к рассматриванию самих себя и окружающего мира, чтобы через это познавать истины Божии. Письма по объему небольшие и чтение их не занимает много времени. Поэтому усвоить материал будет проще, тем более, что сама форма изложения облегчает этот процесс. Таким образом, книга сочетает в себе и простоту, и занимательность, не теряя при этом глубины повествования. Все письма пронумерованы и в их названии обозначена тема изложения, которую можно найти в содержании. Если какой-то вопрос требует более тщательного рассмотрения, то он делится на несколько писем.

Современные издатели очень бережно отнеслись к первоисточнику и постарались максимально сохранить его первоначальный вид, что с одной стороны придает изложению особый колорит, а с другой передает читателю сам дух писем и  того времени, когда они были написаны. Вот, например: «Тебе известно, что всякое дело пред начатием требует приготовления; тем паче надлежит приготовить себя размышляющему и беседующему о Боге. Ибо, - говорит некто из святых отцов , - любомудрствовать (или рассуждать) о Боге можно не всем, способны к сему те, которые прежде всего очистили или, по крайней мере, очищают и душу, и тело. Для нечистого же может быть небезопасно и прикоснуться к чистому, как для слабого зрения к солнечному лучу…. Испытаем  же  совесть  нашу,  очистим  ее, помолимся,  взывая:  «Сердце  чисто  созижди в  нас,  Боже»; да  тако  и  нам душеполезно,  и  Господу  Богу  благоугодно  будет собеседование наше о Боге».

Даже по одной этой фразе видно, что письма пишет человек, глубоко пропитанный церковным духом, с благоговением относящийся ко всему святому, с осторожностью и осмотрительностью начинающий свою беседу о вопросах духовных. Выражается в письмах и вера самого автора, ибо так мог написать только человек глубоко верующий: «Уверенность  в  неизменяемости  Божией да укрепит упование наше на Единого Бога. Ибо люди вообще непостоянны; благоволение великих и сильных земли легко колеблется и проходит, самая любовь друзей и сродников нередко изменяет нам. Один Бог всегда Тот же и неизменяем. Милость Его вовек. У неизменяемого Господа Бога нашего научимся и мы неизменяемости в нравственном смысле, то есть быть твердыми и постоянными во всех благочестивых стремлениях нашего духа и в неуклонном шествии по пути добродетели и спасения».

В своих письмах автор постоянно цитирует святых отцов, но особенно часто приводит слова святителя Тихона Задонского. Некоторые письма полностью состоит из его слов, а в иных его слова служат началом или завершением: «Окончим письмо сие наставлением святого Тихона Задонского о том, чему поучает размышление о премудрости Божией. «От рассуждения о премудрости Божией учимся: 1) препоручать себя Промыслу Его и не волноваться умом, но ждать конца в напастях наших; 2) учимся терпению в злострадании и носить крест, от Него наложенный нам; 3) учимся надеяться не на себя и князей века и прочее создание, но на Него, ибо Он един может нам помощи ; 4) учимся и сами дела наши, с помощью Его, управлять на добрый конец. Рассуждай сие, — заключает святой Тихон, — и поучайся в сем. Премудрый и преблагий Иисус да умудрит нас во спасение» .

По словам составителя Николая Васильевича Елагина святитель Тихон Задонский, — преимущественно народный христианский писатель: и самые высокие истины веры он излагает доступно для понимания каждого. «Видишь следы человеческие, или звериные, — пишет святитель, — и из них узнаешь хождение их: того или другого. Дела Бога нашего суть как бы следы Его, из которых познаем Божественное Его шествие, в Промысле вседержащем и всеуправляющем». А вот как побуждает он любить и благоговеть пред Богом: «Если бы ты за некое преступление в такую попался беду, что уже следовала бы тебе по законам и по определению монаршему смертная казнь, а сыскался бы такой добрый человек, который тебя от такой великой беды избавил, что бы ты такому благодетелю сделал? Непременно возлюбил бы его так, что и имени его никогда бы не выпустил из памяти». Итак, посредством образов и сравнений он делает истины веры ясными, а чтение занимательным.

***

Надеемся, что этот труд будет полезен каждому: и тем, кто только начинает изучать основы православной веры, и тем, кто с ними уже знаком. Последним книга поможет еще более утвердиться в вере, опираясь на подлинное святоотеческое учение. Ведь чтение святых отцов особым образом действует на душу и сердце, преображая их в лучшую сторону. Кто-то может подумать, что эта книга не для него, потому что он имеет достаточные познания богословия, а другой скажет, что он ещё далек от того, чтобы читать святых отцов. Но эта книга подойдет и тем и другим. Поскольку изложена с одной стороны доступно, с другой содержит в себе глубокие истины, повторение и перечитывание которых принесет только пользу и укрепит веру.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать