***
Эта книга состоит из писем, в которых автор излагает основы православной веры, в изобилии цитируя святых отцов. Письма принадлежат перу Нижегородского епископа Иеремии (Соловьёва), который в то время находился на покое в Печерском монастыре. Составитель и первый издатель книги — Елагин Николай Васильевич — духовный писатель и цензор. Елагин очень почитал свт. Тихона Задонского, труды которого, владыка Иеремия много цитировал в своих письмах. Первоначально архипастырь не планировал их издание. Но Николай Васильевич уговорил нижегородского архиерея дать разрешение на их публикацию, видя в этом большую духовную пользу. Все расходы по изданию он взял на себя, а доходы от продажи книги направлялись на благоустройство Корецкого женского монастыря на родине свт. Тихона Задонского.
Говоря о цели издания книги Николай Васильевич Елагин пишет: «ˮИзложение христианского учения“ назначается для чтения тем из православных христиан, которые, не посвящая себя специальному изучению богословия, однако, нуждаются, как христиане, в знании истин веры, ими исповедуемой». Т.е. по замыслу издателя, книга адресована каждому православному христианину, желающему знать истины православной веры. Изложение материала автор писем ведет последовательно, и начинает его с учения о Боге-Троице, затем о творении мира, о создании человека и его первобытном блаженном состоянии, далее ведет повествование о падении прародителей и его печальных последствиях. Особенно полно преосвященный Иеремия раскрывает учение о таинстве Искупления падшего человека Сыном Божиим. Наконец, после краткого, но достаточного учения о Церкви он завершает свое изложение учением о последних судьбах мира и о том, что ожидает людей в вечности.
Подача материала идет последовательно и одновременно занимательно. Кроме святых отцов автор иногда цитирует стихи известных поэтов, относящиеся к теме повествования, приводит исторические и житейские примеры, что очень оживляет восприятие. По ходу повествования встречаются места, где автор как бы приглашает читателя обращаться к рассматриванию самих себя и окружающего мира, чтобы через это познавать истины Божии. Письма по объему небольшие и чтение их не занимает много времени. Поэтому усвоить материал будет проще, тем более, что сама форма изложения облегчает этот процесс. Таким образом, книга сочетает в себе и простоту, и занимательность, не теряя при этом глубины повествования. Все письма пронумерованы и в их названии обозначена тема изложения, которую можно найти в содержании. Если какой-то вопрос требует более тщательного рассмотрения, то он делится на несколько писем.
Современные издатели очень бережно отнеслись к первоисточнику и постарались максимально сохранить его первоначальный вид, что с одной стороны придает изложению особый колорит, а с другой передает читателю сам дух писем и того времени, когда они были написаны. Вот, например: «Тебе известно, что всякое дело пред начатием требует приготовления; тем паче надлежит приготовить себя размышляющему и беседующему о Боге. Ибо, - говорит некто из святых отцов , - любомудрствовать (или рассуждать) о Боге можно не всем, способны к сему те, которые прежде всего очистили или, по крайней мере, очищают и душу, и тело. Для нечистого же может быть небезопасно и прикоснуться к чистому, как для слабого зрения к солнечному лучу…. Испытаем же совесть нашу, очистим ее, помолимся, взывая: «Сердце чисто созижди в нас, Боже»; да тако и нам душеполезно, и Господу Богу благоугодно будет собеседование наше о Боге».
Даже по одной этой фразе видно, что письма пишет человек, глубоко пропитанный церковным духом, с благоговением относящийся ко всему святому, с осторожностью и осмотрительностью начинающий свою беседу о вопросах духовных. Выражается в письмах и вера самого автора, ибо так мог написать только человек глубоко верующий: «Уверенность в неизменяемости Божией да укрепит упование наше на Единого Бога. Ибо люди вообще непостоянны; благоволение великих и сильных земли легко колеблется и проходит, самая любовь друзей и сродников нередко изменяет нам. Один Бог всегда Тот же и неизменяем. Милость Его вовек. У неизменяемого Господа Бога нашего научимся и мы неизменяемости в нравственном смысле, то есть быть твердыми и постоянными во всех благочестивых стремлениях нашего духа и в неуклонном шествии по пути добродетели и спасения».
В своих письмах автор постоянно цитирует святых отцов, но особенно часто приводит слова святителя Тихона Задонского. Некоторые письма полностью состоит из его слов, а в иных его слова служат началом или завершением: «Окончим письмо сие наставлением святого Тихона Задонского о том, чему поучает размышление о премудрости Божией. «От рассуждения о премудрости Божией учимся: 1) препоручать себя Промыслу Его и не волноваться умом, но ждать конца в напастях наших; 2) учимся терпению в злострадании и носить крест, от Него наложенный нам; 3) учимся надеяться не на себя и князей века и прочее создание, но на Него, ибо Он един может нам помощи ; 4) учимся и сами дела наши, с помощью Его, управлять на добрый конец. Рассуждай сие, — заключает святой Тихон, — и поучайся в сем. Премудрый и преблагий Иисус да умудрит нас во спасение» .
По словам составителя Николая Васильевича Елагина святитель Тихон Задонский, — преимущественно народный христианский писатель: и самые высокие истины веры он излагает доступно для понимания каждого. «Видишь следы человеческие, или звериные, — пишет святитель, — и из них узнаешь хождение их: того или другого. Дела Бога нашего суть как бы следы Его, из которых познаем Божественное Его шествие, в Промысле вседержащем и всеуправляющем». А вот как побуждает он любить и благоговеть пред Богом: «Если бы ты за некое преступление в такую попался беду, что уже следовала бы тебе по законам и по определению монаршему смертная казнь, а сыскался бы такой добрый человек, который тебя от такой великой беды избавил, что бы ты такому благодетелю сделал? Непременно возлюбил бы его так, что и имени его никогда бы не выпустил из памяти». Итак, посредством образов и сравнений он делает истины веры ясными, а чтение занимательным.
***
Надеемся, что этот труд будет полезен каждому: и тем, кто только начинает изучать основы православной веры, и тем, кто с ними уже знаком. Последним книга поможет еще более утвердиться в вере, опираясь на подлинное святоотеческое учение. Ведь чтение святых отцов особым образом действует на душу и сердце, преображая их в лучшую сторону. Кто-то может подумать, что эта книга не для него, потому что он имеет достаточные познания богословия, а другой скажет, что он ещё далек от того, чтобы читать святых отцов. Но эта книга подойдет и тем и другим. Поскольку изложена с одной стороны доступно, с другой содержит в себе глубокие истины, повторение и перечитывание которых принесет только пользу и укрепит веру.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!