***
1. Предисловие к этой книге написал игумен Арсений (Соколов), представитель Русской Православной Церкви в Дамаске, доктор богословия, библеист. Впервые он услышал проповеди отца Геннадия в начале 1990-х гг. в Енисейске, и уже тогда они произвели на него сильное впечатление. Об этом о. Арсений говорит следующее: «В центре его проповедей всегда Слово Божье. Не просто душеполезные беседы, а истолкование Священного Писания и его актуализация – суть литургической проповеди. В этом смысле проповедь о. Геннадия восходит к традициям древних гомилий».
2. Как отмечается в предисловии, из-под пера отца Геннадия вышло немало книг, посвященных толкованию Священного Писания. Новая книга тоже во многом носит истолковательный характер, но толкование библейских текстов в ней особое - проповедническое. Особое место в пастырском служении протоиерея Геннадия заняла литургическая проповедь. Давние прихожане Енисейска и других сибирских городов помнят те талантливые, яркие и убедительные проповеди. Малая их толика была перенесена на бумагу и издана в 1994 году, когда в красноярском издательстве «Енисейский благовест» вышла в свет книга «Свет и тени Голгофы», представляющая собой сборник проповедей, произнесенных на Пассиях - великопостных богослужениях, посвященных Страстям Христовым.
3. Эта книга - второй сборник литургических проповедей протоиерея Геннадия. Все вошедшие в него проповеди были произнесены в Абакане, где последние десять лет живет батюшка, являясь настоятелем Градо-Абаканского Константино-Еленинского храма. Следует отметить одно из стилистических отличий этих проповедей от тех, которые звучали несколько десятков лет тому назад. Ранние проповеди - это слова молодого священника, которые произносились со всем свойственным юности жаром и бескомпромиссностью. В абаканских проповедях же чувствуется больше духовности и некой отрешенности от земного, устремленности к миру Горнему. Проповеди отца Геннадия - это не просто наставительные речи. Автор ведет непрестанный живой диалог - с прихожанами, с самим собой, с людьми Библии и Священной истории. И, самое главное - с Самим Богом.
4. Предваряет книгу и слово автора, который отмечает: поскольку у читателя в руках проповеди, то рекомендуется читать за один раз только одну из них, хотя объем их невелик. Проповедь всегда цельна, она вводит слушателя в некое духовное пространство, где он духовными очами созерцает некий образ, духовными ушами внемлет некоему слову, обращенному к уму и сердцу. Это слово требует переживания, размышления после услышанного, а то и некоего действия. Чтение после одной сразу другой проповеди смазывает впечатление от предыдущей и не дает вполне ощутить последующую. Прочитаем и мы фрагмент одной из них.
5. «Римский император Тит вел, как это бывает у людей, дневник. И в своем дневнике он старался записать какое-то хорошее дело, которое он сегодня сделал. И это вовсе не из горделивой мысли: о, какой я хороший! Скорее, наоборот, он проверял себя, что он сегодня сделал. Однажды вечером он сел писать свой дневник. Прокрутил в уме весь день и ничего не вспомнил, что бы он хорошего сделал. И написал: «Сегодняшний день я прожил зря». Запись в дневнике. Этот день не вернешь. Здесь, по словам автора, у каждого из нас может возникнуть отговорка: — Я завтра отработаю. Я завтра вдвойне сделаю. — Нет! - говорит отец Геннадий. - Завтра мы можем сделать только дела завтрашнего дня. Если я сегодня не сделал то, что должен был сделать сегодня, то сегодняшний день я прожил зря.
6. Двадцать четыре часа, - говорит автор, - умножайте на шестьдесят минут и считайте, сколько из них прошло зря. Никогда я их не отработаю. Откладывание на потом может обогатить в лучшем случае завтрашний день. Но сегодняшний день уже не восполнится. Торопитесь, - призывает нас отец Геннадий, - независимо от возраста, торопитесь. Доколе не наступила ночь. Потом ничего делать не сможем. Дальше уже только вечность, и как говорит Господь, в чем застану, в том и судить буду». Так вот в диалоге с читателем проходят проповеди автора. Это, по словам отца Геннадия, диалог со слушателями, вопросы к ним. Иногда, довольно редко, слово говорящего прерывается ответными репликами. Чаще эти реплики не произносятся и не записываются, но они есть и сами звучат в сердце, и слушающего, и читающего текст. Иногда это диалог говорящего самим собой, то есть монолог, иногда с теми, о ком проповедник говорит, а иногда и с Самим Господом.
7. Протоиерей Геннадий Фаст, библеист и богослов, находит слова, понятные каждому, даже самому неподготовленному человеку. Проповедник - это не пророк. Его труд скромнее, смиренней пророческого. И все же есть что-то, роднящее литургическую проповедь с пророческим служением. Пророк, каким мы его встречаем в Священном Писании - это глашатай Божьего слова, его миссия состоит в том, чтобы ясно и доходчиво передать полученное от Господа слово людям. В сущности, задача проповедника - та же самая: донести, объяснить в Духе, растолковать своим слушателям слово Божие, сделать его актуальным для них. И отец Геннадий превосходно справляется с этим служением, возложенным на него Богом.
8. Как живая вода, омывающая ум и сердце, его проповеди по словам издателей, проясняют самые важные смыслы. Они показывают путь к обретению вечной радости уже здесь, на земле. В этом сборнике представлены избранные проповеди, сформированные по темам. Тексты легко читаются, так как в них сохранен ритм устной речи. Читать их можно как подряд, так и наугад - в этом разницы нет, кроме последних четырех проповедей: «Пассия паломника». Их следует читать, конечно, по порядку в них есть логическая и событийная последовательность: Вифлеем - Назарет - Фавор - Иерусалим.
***
Книга проповедей, по словам издателей, – это живое слово о Боге, доступное любому, даже самому неподготовленному читателю. Отец Геннадий, как добрый пастырь, пробуждает своим словом душу современного человека, опустошенного суетой, парализованного соблазнами. Его проповеди, преисполненные любовью и мудростью, иногда – доброй шуткой, а порой и строгостью, – не только зовут человека в Рай, но и приближают к нему. Издатели уверены, что книга протоиерея Геннадия Фаста будет полезна каждому, кто стремится познать Священное Писание. А для студентов духовных учебных заведений она вполне может быть рекомендована в качестве учебного пособия по гомилетике.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!