Беседы с батюшкой. Протоиерей Александр Березовский

11 апреля 2022 г.

В гостях протоиерей Александр Березовский, клирик храма во имя святителя Митрофана Воронежского на Хуторской и церкви Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке города Москвы.

– Хотел бы спросить Вас об одном сюжете из Книги Бытия. Это сюжет о том, как Иаков, которого мы все знаем как праотца, сына Исаака, обманом получил благословение своего отца. Вкратце напомню историю: Исаак перед смертью собирался передать сыну Божие благословение, которое шло из поколения в поколение. Он хотел передать его Исаву, своему старшему сыну. Исав ушел на охоту – тогда жена Исаака и мать Иакова обманом нарядила Иакова так, чтобы тот был похож на Исава. Сам Исаак был немного подслеповат и не видел, что это Иаков, а не Исав, и благословил его. Когда пришел Исав и узнал, что случилось, Исаак отказался благословлять его заново. Обряд благословения завершился, и старшим братом вместо Исава стал Иаков. Этот обман признан, мы читаем в Евангелии: Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова. Именно из рода Иакова пришел потом Мессия. Получается, Бог признал, поддержал этот обман?

– Да, признал. Потому что из двух братьев, Исава и Иакова, первому отцовское благословение не было нужно и дорого, он с легкостью продал его Иакову за чечевичную похлебку. Иаков предложил еду Исаву, когда тот вернулся с охоты голодный, и сказал: «Отдай мне свое первородство». Тот сказал: «Что мне это первородство, когда я голоден? Забирай, я есть хочу». Таким образом, он сам от него отказался. Мы знаем, что их мать Ревекка поддержала обман. Можно сказать, это была ее идея, потому что она видела в добром Иакове гораздо больше возможностей для продолжения доброго рода.

Почему Бог это принял? Иаков был в очах Божиих более приятным, потому что Исав был грубым, охотником до женщин, развращенным, гневливым, очень несдержанным. Иаков был совершенно другой: кроткий, смиренный, любящий родителей, любящий Бога. Но этот обман не прошел Иакову даром. Помните, когда он хотел жениться на Рахили, ему подсунули Лию, на которой он вынужден был жениться? Он семь лет работал за Рахиль, а получил Лию – обман вернулся ему обманом. Ему пришлось еще семь лет работать за Рахиль, и он получил две жены. Трудился, ждал, и свершился такой обман… Бог этот обман попустил как некое воздаяние.

Иаков обман пережил с кротостью. Церковь именует его в праотцах, ибо он достойный сын своего деда Авраама, отца Иакова, и сам он стал основоположником целого народа, который, придя в Египет, был совсем немногочисленным (несколько десятков человек), а затем вырос до могучего; народа, которому Господь по Своему обетованию Аврааму дал землю обетованную и который из своих недр родил затем Спасителя.

– Вопрос телезрителя Андрея из Фрязино: «Скажите, пожалуйста, как мне быть, чтобы тоже наследовать Божие благословение? У меня был такой случай: я в трапезной у старообрядцев кушал».

– Чтобы наследовать Божие благословение, нужно жить по Его заповедям. Ибо Богу угодно, чтобы люди жили не своим разумением, желаниями, чувствами, но следовали за Богом, как Господь сказал: отвергнись себя… и следуй за Мною, и будешь иметь жизнь вечную. Человек – существо очень своевольное, себялюбивое, погрязшее в своих дурных привычках, от которых отказываться зачастую не собирается. Чтобы наследовать Божие благословение, милость и Царствие Божие, человеку необходимо себя отвергнуться. Отвергнуться себя – значит все, что хочется, поставить на второе место, а на первое место поставить то, что Богу хочется, и исполнять Его волю. Вся наша жизнь должна быть пропитана именно этим. Тогда Бог благословит вашу жизнь, семью, детей, внуков, правнуков и весь род до тех пор, пока род будет хранить верность Богу.

– Поправьте меня, если ошибаюсь: разве покушать в трапезной у старообрядцев – грех?

 – Я вообще не вижу в этом ничего плохого, если Вы там потрудились и Вас покормили. Почему Вы оказались в старообрядческом храме, я Вас не спрашиваю: бывают разные причины. Конечно, если вопрос касается веры, то не променяйте православный храм на другой, который внешне кажется очень похожим. Поверьте, что внутреннее содержание (молитва, богослужение и все происходящее в храме) сильно разнится. Людям, не очень сведущим в таких тонкостях, кажется: если все внешне похоже, то это одно и то же. Отнюдь нет.

Некоторые люди находят очень много похожего среди различных верований: христианства, мусульманства и даже буддизма. Они находят общие черты и говорят, что все изошло от одного источника, все одно и то же; как корень бывает один и из одного корня растут три ствола. Будто так и произошло. Совсем нет, корень разный. Нам очень важно быть там, где корень – наш Господь Иисус Христос. Мы все, как Он Сам говорит, ветви на лозе, которые насадил Отец Небесный. Нам надо очень внимательно наблюдать за тем, чтобы от этой лозы не отпасть, потому что срезанная ветвь перестает жить, она неизбежно засохнет.

– Что будет, если по ошибке посетил старообрядческий храм? Эти храмы не отличить от православных. Если посетил их по ошибке, поучаствовал в таинствах и совместной молитве – какой кары за это ожидать?

– Если человек понял свою ошибку и это было совершено им не злонамеренно, то никакой кары не будет. И если человек когда-нибудь был в православном храме, то он обязательно отличит старообрядческий храм от нашего, православного: они отличаются.

– Что сделать, чтобы успокоить душу? Душа все равно беспокоится. Телезритель говорит: как вернуть благословение Божие, если посетил старообрядческий храм; что сделать, чтобы успокоить душу?

– Повторюсь, есть злонамеренное действие и случайное. Если человек решил, что ему ближе старообрядчество или другое религиозное направление, и он прилепился к этой общине, а потом понял, что это тупиковая ветвь, где ничего хорошего ждать не следует, и решил вернуться в православие – для этого есть чины принятия отпавших от веры. Они есть в Большом Требнике на все случаи жизни. Если человек поступал не злонамеренно (шел вечером, было темно на улице, увидел храм – зашел, помолился, а потом выяснилось, что это старообрядческий храм), то никаких последствий это не несет. Если совсем совесть мучает – можно священнику на исповеди рассказать об этом случае. Я думаю, что он успокоит и направит на путь истины, поможет освободиться от этой душевной тяготы.

– Давайте вернемся к теме про Иакова и его обман. Часто и нас в жизни обманывают. Узнаем мы об этом не сразу, спустя время. Как хотелось бы, чтобы мы узнавали об этом сразу, чтобы Бог обманщика наказал. Почему Бог не вмешивается в такие вещи, не пресекает их в тот же момент, когда, например, у Ревекки с Иаковом созрел сговор?

– За Бога рассуждать дерзко. Как мы, творения, можем критиковать действия Творца? Горшок горшечника не учит. Если Богу угодно – Он вмешается сразу, угодно – может потерпеть какое-то время, попустить в жизни человека любую несправедливость, и человеку должно это принять с благодарностью. В любом деянии Божием есть только благо для нас. Даже когда Бог наказывает человека – это для его же блага. Нас часто несет в такие дебри, из которых сами мы точно не выкарабкаемся, а Бог, предвидя человеческое падение, может остановить нас. Каким образом? Как Богу будет угодно, как Он Сам решит вмешаться в нашу жизнь.

Иногда Бог попускает болезнь, несправедливость, сделать нам собственные ошибки, которые мы потом расхлебываем, несем некую житейскую епитимью. Казалось бы, вмешайся Бог, не дай состояться некому браку, который потом стал мукой для человека… Девушка хотела замуж. Парень вроде бы ничего: не без дурных привычек, но она закрыла на все глаза и вышла за него. Оказалось, что это не жизнь, а ад. Разве Бог не знал, что это за человек? Иногда Бог вмешивается, и такой брак не случается. Иногда Он вовремя открывает глаза, а иногда попускает это, и попускает для нашего спасения.

Сегодня мне прислали письмо, где одна женщина рассказывает о своей недавно умершей маме. Эта мама была олицетворением любви, кротости и смирения. Муж у нее пил, ее обижал, зачастую гонял. Дочка говорит, что им иногда приходилось по ночам за водкой бегать, чтобы его хоть как-нибудь усмирить. Не жизнь – сущий ад. Эта женщина никогда не роптала, по ночам молилась. Дочка говорит: я просыпаюсь – мама молится. Так было почти всегда. Она не злобилась, не раздражалась, жалела дочку и мужа, сколько могла. В прошлом году умерла. Дочка с очень большой любовью о ней вспоминает, сожалеет, что ей теперь придется быть без мамы.

Приобрела бы эта женщина такую степень смирения и кротости, если б не такой муж? Мы не знаем, можем только предполагать, и наше предположение будет далеко от истины. Дочка пишет: мама часто плакала, но не унывала. Через эту скорбь до слез Бог воспитал в ней такие качества, о которых мы только просим: «Господи, дай мне терпение, смирение, кротость, воздержание, великодушие». Прочитал – закрыл, вечернее правило исполнил. Чтобы приобрести такие качества, нужно такую жизнь прожить.

Когда тебя носят на руках, даря цветы, во всем ублажают, исполняют все желания, когда ты не имеешь никакой скорби в жизни – знай, ты далек от спасения, очень далек. Сам апостол Павел сказал: многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие, а без них – нет. Да, Бог видит, знает, но, когда считает нужным, Он как бы отступает в сторону. И такую скорбную жизнь человек сам не пережил бы, если бы Господь его каждую минуту не поддерживал.

 Лучше любую ситуацию рассматривать в свете вопроса: для чего? Если все время задавать вопрос «за что?», будет казаться, что Бог – карающая сила, которая подсматривает за ошибками человека, вольными или невольными, и карает. На самом деле Бог есть любовь. Что бы в нашей жизни ни происходило, Он поступает по любви к человеку.

Его понимание любви абсолютно, а наше очень относительно. Когда человек говорит о любви, он говорит относительного самого себя: как ему хочется, кажется и видится. Наша любовь эгоистична, а Божия любовь абсолютна, лишена эгоизма, корысти, предвзятости, лицеприятия. Это воплощение того, к чему и нас Господь призывает. Мы видим, как Бог, невзирая на наши бесконечные грехи, милостив к каждому; как Он заботится о том, чтобы человек не свернул со спасительного пути.

– Мы говорили об отношениях Бога с человеком. Хотел бы перейти к отношениям человека с человеком. Царь Соломон написал несколько книг, посвященных этому вопросу. Вот цитата из одной книги: Гневливый пусть терпит наказание, потому что, если пощадишь его, придется тебе еще больше наказывать его.  Здесь уже нет речи о любви – речь о гневе, кем-то проявленном в отношении человека, и о наказании от того, в отношении которого проявился гнев.

– Почему Вы решили, что наказание будет от человека? Тут не сказано, что гневливый будет наказан от того, на кого он гневается. Наказание всегда исходит от Бога. Пусть терпит наказание. Гневливый человек – невменяемый. Пытаться его каким-то образом вразумить, пока он в гневе, – совершенно бесполезная вещь. Мы знаем, что гневливый человек потом обязательно бывает наказан: он в гневе говорит или делает что-то, за что потом ему стыдно, а иногда приходится расплачиваться.

Как относиться к гневливому? Хорошо его пожалеть: если начнешь с ним спорить – сам впадешь в гнев. Два гневливых человека могут и поубивать друг друга, и такое бывает. Убийства на бытовой теме возникают, когда один прогневался на другого, а тот не стерпел. У кого нож ближе оказался – тот победитель. Лучше не иметь раздражения на гневливого, не пытаться его в чем-то переубедить.

Я рассказывал про женщину: муж на нее и дочь часто гневался – она терпеливо сносила его гнев. Письмо длинное, и дочь говорит: «Мама была маленькая, а папа огромный. Против него мы даже вдвоем ничего не могли бы сделать, тем более когда он был выпивший». Физической силой усмирить его было невозможно. Эта женщина, я так понял, действительно была молитвенница: молясь Богу, она укрощала его страсть гнева. Если начнешь молится за гневливого, то его гнев скоро пройдет – Господь снизойдет на его гневливую душу и умиротворит ее. Часто бывает так, что человек, успокоившись, потом со слезами просит прощения у того, на кого он этот гнев выплеснул.

Гневающийся, раздражающийся, обманывающий, лукавый человек обязательно будет наказан. Что посеешь – то пожнешь, и если человек сеет зло – пожинает плоды зла. Так часто бывает: человек, предающийся какому-то греху, потом или тяжко болеет, или имеет в жизни тяжелые неприятности как прямое следствие этих грехов. Бог дает человеку увидеть эту зависимость, чтобы тот испугался повторения греха и, может, отвык от него, покаялся, перестал его повторять. Все Богом устроено премудро.

То, что кажется нам неправильным, неправильно только с человеческой точки зрения из-за ограниченности нашего ума, нашего видения и знания. Некоторые люди ратуют за скорейшее наказание виновного, но когда виновными оказываются сами, никто себе скорейшего наказания не желает. Наоборот, взывают к милосердию, прощению, снисхождению. То есть каждый человек желает себе совершенно обратного тому, что он желает другому. Поэтому давайте лучше учиться желать другому того же, чего мы желаем себе.

– Вопрос телезрителя: «Почему воцерковленные люди считают, что брак, не зарегистрированный в органах ЗАГС, – это блудное сожительство? Где это написано?»

– Когда-то церковный брак признавался государством. Человек венчался в церкви, у него было свидетельство о венчании, которое признавалось всеми государственными органами, и этого было достаточно. Затем большевики отделили Церковь от государства и ввели институт ЗАГС, в органах которого регистрируются различные гражданские акты, брак в том числе. Когда наступил период потепления отношений между Церковью и государством, Церковь признала, что сначала должен быть зарегистрирован брак, а затем уже может быть венчание. Государство до сих пор не признает церковные документы о венчании как о вступлении в брак.

Попробуйте пойти в нотариальную контору со свидетельством о венчании и оформить какие-то документы. Вам скажут: «Будьте добры, дайте свидетельство о браке с печатью государственного органа, зарегистрировавшего брак». Сейчас у нас так установлено. И Церковь установила: если человек хочет вступить в брак, сначала он должен зарегистрировать свои отношения в государственных органах, тем самым принимая на себя все обязательства перед государством, а Церковь уже повенчает пару перед Богом. И, собственно, в этом нет никакого противоречия, никакого излишества.

Когда люди пытаются избежать регистрации брака и хотят сразу повенчаться, спрашивается, зачем они так делают? Да затем, чтобы потом у них не было никаких обязательств, чтобы не платить на детей алименты, чтобы можно было уйти по-английски, не хлопая дверью, и чтобы с них не было никакого спроса. А демагогия типа: «Зачем мне штамп в паспорте? Мне главное – союз перед Богом», – это лукавство, чтобы избежать ответственности в браке перед государственными законами. И это всего лишь высокие слова: «Для меня все это не важно, для меня главное – моя совесть».

Да куда девается эта совесть, когда впоследствии человек начинает издеваться над своими близкими или вообще бросает их без всякой заботы и попечения, даже выгоняет: «Это моя квартира, а вы здесь никто, пошли вон»? И кто ему может что-нибудь ответить, когда он скажет: «Они для меня вообще чужие, у них нет никаких прав»? Никакой суд, никакой закон не защитит этих людей. Поэтому, если вы хотите, чтобы все было по-Божьему, нужно поступать по совести и закону.

– Насколько я понимаю, раньше Церковь, в общем-то, осуществляла функции органов ЗАГС. Люди приходили в церковь венчаться, делалась запись в метрической книге, и это, по сути, и была регистрация брака одновременно с венчанием.

– Да, потому что государство это признавало, это было законно, и дополнительно ничего не требовалось. Уже при советской власти стало так, что государство не стало признавать церковных документов как законополагающих, и нам приходится все это соблюдать. Но иногда, если мы хорошо знаем людей, можем пойти им навстречу и повенчать их с таким условием, что в ближайшее время они распишутся. Но если мы людей не знаем или не уверены в их честности, делать так не нужно.

Людям нужно знать: если они повенчались, а потом каким-то образом от росписи уклонились, то они тяжко согрешили и слукавили перед Богом. Здесь Божьего благословения на брак точно не будет, счастливым такой брак нельзя будет назвать, и дети, родившиеся в этом браке, будут несчастными, а может быть, и сиротами.

– То есть, по сути, такое таинство недействительно?

– Я не дерзаю говорить о действительности этого таинства, но знаю, что это лукавство, противное Богу, потому что люди не хотят прийти к браку прямым путем, а прелазя инуде, то есть как бы перелезая через забор. Такие люди не из овец Христовых. Вот есть ворота, и надо в них входить. А тот, кто лезет через забор, вор и разбойник.

– И если люди живут без регистрации, это блуд?

– Мое мнение – да. Я не могу отвечать за всю Церковь, но я считаю, если человек совершил такой обман, этим он сделал недейственной благодать Божию – она снизошла на него, но не может в нем действовать. Мы же знаем, что величайшее таинство Святого Причащения может быть причиной того, что в человека может войти сатана. Некоторые говорят: «Ой, тебе надо причаститься». Как будто Причастие – это некая таблетка от всех болезней и скорбей.

Когда-то, в самом начале эры христианства, люди ради Причастия были готовы на все. Они понимали величие этого таинства и с трепетом и благоговением к нему готовились. А сейчас человек может вообще не знать, что это такое. Он даже слово это уже забыл. А человек, который ходит в церковь, может ему сказать: «Все твои беды из-за того, что ты не причащаешься. Тебе нужно срочно причаститься. В ближайшее воскресенье иди и причастись».

Но изменится ли жизнь человека от этого? Если человек живет в грехе, повлияет ли благотворно на него Причастие? Оно может благотворно повлиять на человека только в том случае, если у него есть чувство покаяния. А если человек причащается без чувства покаяния, без желания что-то изменить в своей жизни, ему от этого будет только хуже, Причастие для него будет в суд и во осуждение. Иногда приходит человек, начинаешь с ним беседовать, и оказывается, что ему нельзя причащаться в данный момент его жизни, что ему нужно что-то в жизни поменять, иначе все это будет ему только во грех. И с венчанием так же.

В моей жизни была очень значимая встреча с владыкой Антонием Сурожским, я ездил к нему на встречу в Лондон. Мы беседовали с ним, наверное, часа полтора, и один из вопросов был как раз о венчании. Владыка мне рассказал: «Однажды ко мне пришла одна пара и попросила их повенчать. Я их повенчал только через два года». Я спросил: «Владыка, как же так? Люди хотели, чтобы их брак был благословлен перед Богом». Он мне ответил: «Да, я тоже хотел, чтобы этот брак был благословлен Богом, но на момент, когда они ко мне пришли, это было невозможно».

И честь им и хвала, что они, невзирая на такую строгость по отношению к ним владыки, не ушли в другой храм, где батюшка повенчал бы их на следующий же день. Они исполнили все наставления. Владыка сказал: «Я готовил их к браку, и брак состоялся». И это правильно, это хорошо, потому что зачастую люди приступают к таинствам совершенно несведущими в том, что это за таинство, без ответственности перед этим таинством.

– То есть перед венчанием нужна подготовка, как и перед причастием, и это своего рода оглашение, как перед крещением?

– Необходимо, чтобы перед каждым таинством люди, которые, возможно, лишь немного знают о нем, прониклись важностью того, что Господь хочет преподать им в этом таинстве. Ведь что такое таинство Церкви? Это некий дар Божий. Бог преподает нам Свою благодать на что-то, а мы должны четко понимать, что должны сделать, чтобы эту благодать не растерять, а приумножить, чтобы она могла действовать в нашей душе, в нашем сердце. А если человек не понимает смысла таинства, то очень быстро теряет благодать, данную ему в этом таинстве.

Вот люди повенчались, а через полгода развелись. Почему? Потому, что они не знают, что такое таинство Венчания. Иногда договариваться о венчании приходят в храм не сами молодые люди, а их родители, потому что родителям нужно, чтобы дети повенчались. Нужно же, чтобы все было правильно. Но правильно – сначала воцерковиться, потому что таинство не может преподаваться человеку нецерковному. Даже если он крещен, сначала нужно его образовать, научить, дать ему необходимые знания. Нужно, чтобы он все это принял, чтобы в это поверил.

У меня был такой случай. Пришел один человек на исповедь, и я почувствовал, что он не совсем воцерковлен. Я его спросил: «А Вы верите в жизнь будущего века, в вечную жизнь?» Он ответил: «Наверное, не очень». То есть человек не верит в жизнь вечную. Я сказал: «А тогда, собственно, зачем все остальное, ради чего?» Если жизнь ограничена рождением и смертью на земле, тогда нужно жить, как учит нас реклама со щитов на дороге, по принципу «бери от жизни все».

И не важно, что ты кого-то оттолкнул, кого-то обманул. Главное – максимально наполнить свою жизнь чем-то приятным. И если жизнь не вечная, то, собственно, зачем какие-то наши высокие слова? Если же жизнь вечная есть, то появляются такие понятия, как «благородство», «жертвенность», «любовь». Поэтому человеку очень важно понять происходящее. Если жизни вечной нет, то зачем мы ходим в храм? Это пустое занятие, совершенно пустое.

Но мы-то ходим в храм потому, что для нас главное – жизнь вечная, не сегодняшняя, а вечная, мы стараемся готовиться к ней. И хорошо бы этому научить людей, которые хотят приобщиться к этой вечной жизни и к вере. И если вы даете своим знакомым совет, что им надо причаститься, собороваться, исповедоваться, то хотя бы расскажите им, что это такое, помогите им понять смысл этих таинств, чтобы люди участвовали в этих таинствах не в суд или во осуждение, а для пользы души и прощения грехов.

– Чуть меньше двух недель осталось до праздника Пасхи. Но ведь это тот день, в который человечество узнало, что будет жить вечно, что после смерти будет новая жизнь. Так?

– Конечно. Воскресение Христово – величайшее событие для всего человечества, потому что Господь, воскреснув, победил смерть. Он так об этом и сказал. Он победил ее для всех нас. А до того момента, как Господь воскрес, и грешники, и праведники сходили в ад. Из одной евангельской притчи мы знаем, что было лоно Авраамово, и было оно в аду, потому что рай был заключен для человека. Двери рая отверз Господь Своей крестной смертью и воскресением. Поэтому, конечно, это величайшее событие, давшее человеку возможность вернуться из состояния погибшего грешника в состояние вечной жизни и радости, но это только для тех, кто этого захочет, кому это будет нужно, кто последует за Христом. Ибо, как сказано, самому человеку спастись невозможно.

Если человек возьмет листочек бумаги и напишет на нем все самые добрые качества, которые он хотел бы стяжать в своей душе, и начнет целенаправленно понуждать себя и учиться этим качествам, он не спасется. Он станет добрым, щедрым, отзывчивым, милосердным, долготерпеливым, никогда не гневающимся, но не спасется. Спасает только Христос, только Он. Сам же человек, каким распрекрасным он бы ни стал в результате своей человеческой жизни, не спасется. Поэтому нам очень важно приобщиться ко Христу через Церковь, которую Он основал, и через те таинства, которые Он нам дал. Ибо приблизиться человеку к Богу, минуя Церковь и таинства, невозможно.

Мария Египетская, чью память мы будем совершать 14 апреля, казалось бы, уже очистила покаянием свою душу, она уже молилась, стоя на воздухе, уже приобрела святость, но перед своей кончиной она попросила о Причастии. Она причастилась и в тот же день отошла ко Господу. Вот насколько это важно. Так и нам нужно понять смысл того, что преподает нам Церковь, и действовать не бездумно, словно по шаблону, а имея понимание, что же будет дальше: «Вот я исповедовался – а что же дальше? Я причастился – а что дальше?»

Дальше-то что? Ведь жизнь на этом не заканчивается, и наш труд еще не закончился, и нужно понимать, что будет дальше, как мы будем использовать тот дар, который получили от Бога. Мы, люди церковные, должны очень хорошо это понимать, и мы должны научать этому тех людей, которые пока еще в этом не очень сведущие, чтобы помочь им прийти ко Христу. Чтобы они не просто причастились, соборовались, заказали молебен, подали записку на панихиду, а поняли смысл этого.

Ведущий Александр Черепенин

Записали Софья Горбачева и Людмила Белицкая

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает настоятель храма во имя святой великомученицы Варвары в поселке Рахья Выборгской епархии священник Олег Патрикеев. Тема беседы: «Как увидеть свои грехи».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать