У книжной полки. Благовещение Пресвятой Богородицы

7 апреля 2022 г.

Сегодня Святая Церковь празднует один двунадесятых праздников - Благовещение Пресвятой Богородицы, который гораздо ближе, чем любой другой Богородичный праздник подводит нас к радостной встрече с воплотившимся Сыном Божиим. Как и в древние времена, двунадесятые торжества остаются сердцевиной богослужебного круга и кладезем духовных смыслов, значение и догматическое содержание которых раскрывают святоотеческие проповеди или иначе - гомилии. Познакомиться с избранным гомилетическим наследием святых отцов, посвященным тому или иному празднику, нам помогают книги из серии «Святые отцы о церковных праздниках». Одну из них мы и предлагаем сегодня вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве Никея и называется – «Благовещение Пресвятой Богородицы. Антология святоотеческих проповедей».

***.

1. Как отмечают издатели, хорошо начинать знакомство с наследием святых отцов через их слова и мысли о праздниках — ведь это свидетельство о радости веры и живое богословие, обращенное к каждому из нас. Антология святоотеческих творений на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы включает произведения разных традиций и эпох, византийских, латинских и русских авторов - от святителя Григория Неокесарийского до святителя Николая Сербского. Издание предваряет вводная статья Петра Юрьевича Малкова, призванная в ясной и доступной форме познакомить читателя с важнейшими богословскими и нравственными особенностями святоотеческого учения о духовном и нравственном значении этого события.

2. На первых страницах издания автор-составитель напоминает читателям о самом событии Благовещения Пресвятой Богородицы. Оно совершилось, в соответствии с хронологией евангельских событий, в шестой месяц после чудесного зачатия у престарелых Захарии и Елизаветы будущего Иоанна Предтечи. В это время Мария пребывала в городе Назарете, в доме плотника Иосифа – благочестивого старца, принявшего к себе юную Отроковицу по воле священников Иерусалимского храма. Он должен был заботиться о Ней и хранить Ее девство, обет которого Мария принесла Господу. По словам Петра Малкова, в древней христианской традиции сохранился ряд преданий, связанных с обстоятельствами события Благовещения. А вот новозаветный рассказ о Благовещении Пресвятой Богородицы содержится в Евангелии от Луки. По Преданию Церкви, Лука был хорошо знаком с Богоматерью, и поэтому писал о Ней гораздо чаще и больше, чем, например, евангелисты Матфей или Марк. Вероятно, о Благовещении он говорит прямо с Ее слов.

3. Празднику Благовещения Пресвятой Богородицы посвящен целый ряд прекрасных, наполненных тонкими богословскими мыслями, яркими поэтическими образами святоотеческих проповедей. Число дошедших до нас древних святоотеческих гомилий на Благовещение достаточно велико. При этом основная часть наиболее значимых из них принадлежит именно восточным святым отцам, ведь на Западе этот праздник всегда почитался в гораздо меньшей степени, чем, например, в Византии. Известнейшие древнецерковные проповеди на Благовещение принадлежат таким восточным святым отцам, как святители Прокл Константинопольский, Анастасий Антиохийский, Софроний Иерусалимский, Герман Константинопольский, Андрей Критский, Фотий Константинопольский, Григорий Палама, преподобные Феодор Студит и Исихий Иерусалимский, святой праведный Николай Кавасила.

4. Что касается западных отцов, то здесь можно, например, назвать проповеди на Благовещение, принадлежащие святителю Петру Хрисологу и преподобному Беде Достопочтенному. Следует отметить, что некоторые из приписываемых известнейшим западным отцам – например, таким, как блаженный Августин и святитель Лев Великий, – древнецерковных проповедей на Благовещение на самом деле им не принадлежат. Равно как не принадлежат и святителю Григорию Чудотворцу, а также святителю Иоанну Златоусту ошибочно усваиваемые их авторству отдельные благовещенские гомилии. Как бы то ни было, в эту книгу включено несколько таких проповедей, ведь и эти произведения являются неотъемлемой частью древнецерковного наследия, драгоценной частью Православного Предания.

5. Духовный смысл Благовещения раскрывается древними святыми отцами не только в специально посвященных этому празднику гомилиях, но и в тех проповедях, что произнесены ими просто во славу Пресвятой Богородицы. Среди них следует прежде всего назвать «Похвальную беседу в честь Пресвятой Богородицы Марии» святителя Прокла Константинопольского, содержащую глубочайшие и важнейшие богословские идеи и образы, открывающие нам духовное значение совершившегося в Назарете евангельского события – как встречи и диалога земли и неба в лице Марии и архангела Гавриила и как совершившегося в тот день во чреве Пречистой Девы Боговселения. Большое число проповедей на праздник Благовещения принадлежит отцам Нового и Новейшего времени. В книге публикуются проповеди на Благовещение таких святых отцов XIX и XX столетий, как святители Филарет Московский, Феофан Затворник и Николай Сербский, святой праведный Иоанн Кронштадтский.

6. Как отмечает автор-составитель, внешне тихая, неприметная для внешних, встреча в горнице Девы и ангела открыла перед святыми проповедниками поистине огромные богословские, пастырские и духовные возможности. Потому-то именно в день Благовещения они и обращаются с храмового амвона к Церкви со столь вдохновенным и глубоким словом. Ведь совершившееся тогда в Назарете событие оказалось и мигом вхождения Сына Божия во вселенную, и началом осуществления спасительного Божественного замысла о человеческом роде, и моментом новой встречи и примирения неба и земли, мира ангельского и мира людского.

7. Кроме того, святые отцы, проповедовавшие о событии Благовещения с церковного амвона, получили в этот праздничный день еще одну удивительную возможность: попытаться донести до слушателей более развернутое, чем это описано в Евангелии, содержание диалога Богоматери и архангела Гавриила: так, как он представлялся их просвещенному благодатью и исполненному Божественной любовью сердцу. Евангельская встреча Марии и ангела, а также содержание их беседы, побуждали церковных проповедников донести до нас не только само сжатое евангельское слово рассказа о Благовещении. Они хотели приоткрыть нам потаенные мысли, сердечные движения, глубокое недоумение, всеохватную радость, предельное удивление, спасительное смирение и, наконец, осознанное и жертвенное принятие воли Божией, преисполнившие тогда ум Пречистой Девы.

***

Благодаря тому, что святые отцы при помощи посещавшего их во время проповеди богодарованного вдохновения, постарались донести до нас содержание евангельского диалога Марии и архангела, это делает и содержание святоотеческих гомилий на Благовещение особо ярким, увлекательным для слушателей и поистине возвышающим к тому, чтобы ощутить себя живыми зрителями события Благовещения, почувствовать себя непосредственными свидетелями Вочеловечения Бога Слова. Все мы, читатели святоотеческих проповедей, по словам автора составителя, невидимо оказываемся в той горнице, тихо и прикровенно вслушиваемся в разговор Девы и архангела и даже соучаствуем в нем – нашей внутренней и молчаливой сердечной молитвой.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать