Евангелие от Луки, глава 1, стихи 5–25
Мир вам, дорогие братья и сестры! Сегодня, в день зачатия честного, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, за богослужением читается Евангелие от Луки (Лк. 1, 5–25).
1.5. Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета.
1.6. Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно.
1.7. У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных.
1.8. Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом,
1.9. по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения,
1.10. а все множество народа молилось вне во время каждения, –
1.11. тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного.
1.12. Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него.
1.13. Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн;
1.14. и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются,
1.15. ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей;
1.16. и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их;
1.17. и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный.
1.18. И сказал Захария Ангелу: по чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных.
1.19. Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие;
1.20. и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время.
1.21. Между тем народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит в храме.
1.22. Он же, выйдя, не мог говорить к ним; и они поняли, что он видел видение в храме; и он объяснялся с ними знаками, и оставался нем.
1.23. А когда окончились дни службы его, возвратился в дом свой.
1.24. После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила:
1.25. так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми.
(Лк. 1, 5–25)
Евангелист Лука начинает свой рассказ с упоминания иудейского царя Ирода Великого, что дает нам представление о времени описываемых событий: Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета (Лк. 1, 5).
В Иерусалимском храме жрецами, или священниками, могли быть только потомки Аарона из племени Левия. Любой мужчина из этого рода, не имевший физических недостатков, имел право служить в храме. Главной обязанностью священников было совершение жертвоприношений, а также других церемониальных действий храмового богослужения.
Поскольку священников было очень много (некоторые источники указывают на цифру 20000), то все они были разделены на череды, или как бы мы сейчас сказали – смены. Череда Авия была восьмой из двадцати четырех в списке смен храма.
Жена Захарии – Елисавета, тоже принадлежала к священническому роду Аарона и была родственницей Девы Марии.
И Захария, и Елисавета, по замечанию Луки, были праведны пред Богом (Лк. 1, 6), но оставались бездетны.
Блаженный Феофилакт пишет: «Жены праведников и сами праведные часто были бездетны, чтобы ты познал, что закон требует многочадия не плотского, а духовного».
Поскольку священников было очень много, то такое великое событие, как воскурение благовоний на жертвеннике храма, могла произойти только раз в жизни. Выбор священника совершался по жребию. Жертвенник, о котором идет речь, располагался в помещении, закрытом для простых людей и называемом «Святая», куда мог входить только священник. Еще один жертвенник находился в месте под названием «Святая святых», но туда мог входить только первосвященник и только в день искупления.
Именно там, в святом месте, когда по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения (Лк. 1, 9), и произошло чудесное явление ангела священнику. Для Захарии это был самый великий момент его жизни: он вошел во Святая, чтобы совершить каждение и вознести свою молитву о самом важном для него и его жены – о даровании сына. И как свидетельствует ангел: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя (Лк. 1, 13).
Захария слышит исполненное для него радости пророчество, что его супруга, уже в преклонных годах, естественным и все же чудесным образом понесет сына. И Бог Сам нарекает имя Своему будущему пророку – Иоанн, что в переводе с еврейского означает «Бог милостив».
он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предыдет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный (Лк. 1, 15–17).
Александр Павлович Лопухин пишет: «... в духе и силе Илии. Иоанн будет действовать в еврейском народе с такой же ревностью о Боге и силой одушевления, с какой некогда действовал среди своих современников величайший пророк Илия. Это, впрочем, не относится к творению чудес, так как известно, что Иоанн чудес не творил».
Евангелист не делает из Захарии героя веры, чтобы приукрасить свой рассказ. Напротив, он описывает состояние смущения и недоверия. Захария требует от ангела нечто наподобие знака, чтобы он мог поверить: по чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных (Лк. 1, 18).
Как мы видим, знак Захарии дается, но в нем присутствует и элемент наказания: и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время (Лк. 1, 20).
Греческое слово «кофос» обычно значит «глухой», но так раньше говорили и о немоте. Следовательно, Захария стал глухонемым. Но далее евангелист Лука описывает поистине трагикомедию: старый священник выходит к народу и с помощью знаков и жестов пытается объяснить случившееся. Почему трагикомедию? А как бы вы с помощью жестов описали увиденного вами ангела?
Священническое служение череды длилось неделю, а потому когда окончились дни службы его, возвратился в дом свой (Лк. 1, 23). Лука не сообщает, где находился дом Захарии, понятно только, что он жил не в Иерусалиме, а в горной Иудее. Обещание ангела исполнилось: Елисавета забеременела и таилась пять месяцев и говорила: так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми (Лк. 1, 24–25).
Но почему она скрывалась в течение пяти месяцев? Причина может быть самой обычной, например, Елисавета хотела удостовериться в своей беременности, которая через пять месяцев становится заметной.
Сегодняшняя чудесная евангельская история, дорогие братья и сестры, не просто повествует нам о зачатии Иоанна Предтечи, она открывает нам удивительный Промысл Божий о каждом человеке. Господь никогда не посрамляет веры в Него, но подает просимое в тот момент, когда это действительно важно. Будем помнить об этом и не переставать молиться.
Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Беседы с батюшкой. Священник Петр Мангилев. 24 апреля 2024
Этот день в истории. 25 апреля
Церковный календарь 25 апреля. Преподобная Афанасия Эгинская
Евангелие 25 апреля. Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют
День ангела. 25 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!