***
1. Автор этой книги - протоиерей Владимир Гофман, настоятель Крестовоздвиженского храма в селе Катунки Нижегородской области и член Союза писателей России. Родился батюшка в Городце Нижегородской области в 1953 году. Он окончил Рыбинский авиационный техникум, историко-филологический факультет Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского. Служил в армии на строительстве БАМа. Работал литейщиком, журналистом, заведующим литературной частью в театре. Окончил Московскую духовную семинарию. Рукоположен в 1993 году. Отец Владимир — автор нескольких сборников стихов и прозы.
2. В наше время книги, авторами которых являются священники, уже привычны для православного читателя. И каждый раз, открывая подобный сборник, мы находим рассказы, написанные, можно сказать, самой жизнью. Их объединяет то, что в основе каждого лежит какое-то реальное событие, рассказы не придуманы, а только, как говорит автор, литературно оформлены. А главное, что конечно же явно или неявно в них выражено – это поиски человеком Бога, взрослый это человек или ребёнок, тем не менее он ищет Бога, идёт навстречу к нему с разными трудностями, соответственно своему возрасту.
3. Большую часть рассказов составили истории из священнической практики автора, это и его собственные приключения, и монаха Иннокентия, и отца Дионисия, и престарелого уже отца Василия. Открывает книгу рассказ под названием «Поп-стоп, или Короткий экскурс в 1990-е». Эта история приключилась с самим отцом Владимиром накануне его диаконской хиротонии около 30 лет назад. Как пишет в предисловии к рассказу автор, «для любого священника день хиротонии, то есть день, когда он встал на первую ступеньку своего служения, особенный. Это и понятно. День своего рождения мы не помним, день крещения, если оно было в младенчестве, то же. А вот день, в корне изменивший жизнь, наполнивший ее совершенно новым содержанием, заставивший трепетать сердце, подобно флагу на ветру, будет помниться всегда.
4. Это таинство, во время которого происходит с человеком что-то такое, о чем не скажешь словами. Наверно, Сам Господь держит тебя за руку, и ты чувствуешь Его как никогда близко. Будто говорит Он тебе: «Не бойся ничего, Я с тобой!» Так у меня было, - говорит автор, - а накануне произошло одно событие, о котором я и хочу рассказать». А если говорить вкратце, произошло следующее. Хиротония должна была состояться в Казани, а будущий священнослужитель жил тогда в Набережных Челнах, расстояние между городами - 200 с лишним километров. Поэтому отец Владимир приехал в Казань с вечера. Устроился в старой гостинице на центральной улице, в двух шагах от Петропавловского собора, где и должна была состояться его хиротония.
5. Далее, как рассказывает автор, он «быстро разложив вещи и, положив в портфель подрясник, поспешил в храм — до начала службы оставалось чуть больше четверти часа. В гостинице было безлюдно, и шаги мои гулко раздавались в длинном, извилистом и несколько даже мрачноватом коридоре, какие бывают только в старых зданиях, на века построенных под постоялые дворы. Я вспомнил местную легенду о пещере драконоподобного змея Зиланта, что охраняет ханские сокровища. Здесь, если даже закричишь, никто тебя не услышит. А и услышит, так побоится выглянуть за дверь. Как, оказалось, мыслил я в правильном направлении. Ну и бесы, по всей видимости, решили, что это самое подходящее место взять неофита в оборот и не пустить его на духовное поприще».
6. По дороге он зашел в туалет, чтоб помыть руки, и не успел открыть кран, как почувствовал сзади под правым ребром острый предмет, в назначении которого сомневаться не приходилось. «Я, - пишет автор, - оглянулся. Их было четверо. Тот, что держал нож, невысокий, коренастый, в спортивной шапке и куртке с воротником-стойкой, был, видимо, старшим. Лицо у него было болезненно-бледное, но взгляд черных глаз был горячим и пронзительным. Остальных я не запомнил, потому что глядел только на него. «Здравствуй, брат! — сказал он»… О том, что было дальше, читатели узнают, прочитав первый рассказ этой книги. И уверена, что на этом не остановятся, так как их увлекут и следующие рассказы сборника.
7. Ну а изюминкой этой книги станут воспоминания автора о детстве, собранные во второй части издания. Это рассказы о детстве, «про добрые старые времена, когда мальчишки еще читали книги про рыцарей и пиратов, про индейцев и мушкетеров, а телевизор был один на все село и кино показывали два раза в неделю в полуразрушенной церкви, переименованной в клуб. Снег тогда был белым, а конфеты шоколадными. Вот как, - говорит автор, - давно это было!» Но от этого истории не теряют своей актуальности, ведь герои рассказов отца Владимира Гофмана живут вне времени, а батюшка затрагивает вечные темы дружбы, взаимопомощи, простых человеческих отношений.
8. Так, например, несколько рассказов автора посвящены его бабушке. Он рассказывает о том, как он жил у нее, когда родители были в отъезде. Однажды осенью Володя заболел. Бабушка лечила его сама. И когда он не спал, «тихонько пела ему песни, рассказывала стихи и разные истории», до которых мальчик был большой охотник. А когда он засыпал, она молилась. Просыпаясь, внук видел ее стоящую на коленях перед иконами и думал: «О чем бабушка молится?» И в один из вечеров его пронзила мысль: «А ну как она умрет?» И тогда мальчик тоже решил помолиться, чтоб бабушка жила долго-долго». Но сделать он это хотел тайком от нее. Как это у него получилось, и другие истории о детстве автора, читайте далее на страницах этой книги.
***
На вопрос, какую цель преследовал автор, создавая все эти рассказы, отец Владимир отвечает: для того, «чтобы дети узнали о детстве своих отцов и дедов, а взрослые чтобы вспомнили своё детство. Можно так сказать, что эта книга - рассказывает детям о взрослых, а взрослым - о детях». Как отмечают издатели, рассказы протоиерея Владимира Гофмана легко читаются и наполнены глубоким смыслом. Пронзительная правда жизни, неподдельная любовь автора к каждому своему герою, кем бы он ни был, — вот в чем притягательная сила слога отца Владимира. Поэтому, - говорят издатели, - эта книга станет замечательным спутником для любого читающего человека.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!