У книжной полки. Иеромонах Роман (Матюшин-Правдин). Не сообразуйтеся веку сему

4 апреля 2022 г.

Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством иеромонаха Романа (Матюшина-Правдина). И у нас на книжной полке третий выпуск литературного сборника «Ветрово» под названием - «Не сообразуйтеся веку сему». В него вошли записки, которые отец Роман вёл на протяжении двух десятилетий. Это житейские наблюдения, философские и богословские размышления о происходящем в мире и в каждой человеческой душе. На этот раз он беседует с читателем не как поэт, а как «священник-гражданин, желающий не сообразовываться с веком сим, не ожидающий понимания и одобрения от представителей века сего». Поэтому и в название книги вынесены эти слова апостола Павла - «Не сообразуйтеся веку сему».

***

1. Итак, перед вами записки иеромонаха Романа — известного поэта, автора и исполнителя духовных песнопений, ставших частью истории возрождения Церкви в России, одной из ярких примет этого возрождения. Эти записки появились значительно позже песнопений — в конце книги стоят условные даты «2000 (?) — 2021». А в кратком вступлении отец Роман отмечает, что ему «не всегда удаётся ответить на приходящие письма». Вот и задумал он таким образом, «поговорить с обделёнными авторами писем и теми, кто желает присоединиться».

2. «Но одно дело, говорит священник, - поэзия, восхождение души, прикосновение её к молитве или воспевание Божьего творения, а другое — обычные рассуждения на житейские и духовные темы священника-гражданина, желающего не сообразовываться с веком сим. Не всё кого-то устроит, некоторых разочарует, но мы и не ставили себе такой цели — убаюкивать и очаровывать читателя. Главным было — пусть и с опозданием, но ответить на поднятые в письмах вопросы. Все мы люди, и ошибки — то, что нам свойственно, потому написанное и не выдаётся за продиктованное Свыше. Нет, это слова рядового представителя человечества, желающего спасения верным, живущим в последние времена. А последние времена богаты на сети».

3. Таким образом, желание дать ответы на наболевшие вопросы подвигло отца Романа к написанию этой книги. А кроме того, как отмечает в предисловии редактор сайта, Ольга Надпорожская, к этому его обязывает «звание христианина, монашеский чин и священный сан, которые он пытается оправдать всей своей жизнью. Избрав по благословению старца Николая Гурьянова отшельническую жизнь, он редко бывает окружён людьми, почти никогда не оказывается в центре внимания журналистов, его проповедь не раздаётся с амвонов столичных храмов или с экранов телевизоров. Слово отца Романа доносится до читателя иначе, более прикровенно, и от этого делается ещё дороже, ещё подлиннее. Оно звучит тихо и ненавязчиво, что тоже совершенно не сообразуется с нашим временем.

4. По словам Ольги Надпорожской, ведение подобных записок было свойственно монашествующим во все времена, начиная с первых столетий. Если говорить о нашем времени, то нельзя не упомянуть о «Записках архиерея» митрополита Вениамина (Федченкова) — в них он рассказывает о встречах с людьми, вспоминает тех, кого знал в детстве и юности, приводит полученные письма и иногда свои ответы на них. Вот и отец Роман в своих записках не только беседует «с обделёнными авторами писем», но и делится размышлениями и впечатлениями от прочитанных книг, новостей и общения с самыми разными собеседниками. И, как и митрополит Вениамин, не боится категоричных и нелицеприятных суждений.

5. Темы записок отца Романа — от житейских до культурологических, философских и богословских. В книге есть живые сюжетные зарисовки, наблюдения, которые автор завершает краткими афористичными выводами. Среди героев таких зарисовок не только случайные попутчики или приехавшие в скит паломники, но и узнаваемые церковные деятели — например, старец Николай Гурьянов и митрополит Иоанн (Разумов), о которых отец Роман рассказывает с глубоким уважением. Впрочем, порой он старается слегка закрасить им же нарисованные портреты, не называет имён — чтобы обличить грех, а не человека (в том случае, если требуется обличение), или чтобы сохранить чужую тайну, или просто не привлекать излишнего внимания к чьему-то имени.

6. Ближе к концу записок напряжение ощутимо нарастает: речь всё чаще заходит о том, что происходит в Церкви сегодня. И здесь отец Роман начинает всё меньше значения придавать собственному слову, уступая место высказываниям святых отцов и отрывкам из Священного Писания. Он словно испытывает все средства: не слушаете меня — послушайте святых, не слушаете святых — послушайте Бога! И ведь суть того, что хочет сказать нам отец Роман (не только в записках, но и во всём своём творчестве) — действительно та же, что и в словах святого Евангелия: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4: 17).

7. В этой книге размышления о том, что человек не должен жить временным, сиюминутным, об этом автор пишет уже на первых ее страницах: «Суетливость — признак живущего в этом мире и побеждённого этим миром. Покой, безпопечительность — свойства гражданина будущего века. Невозможно достичь безстрастия, покоя, обременяя свою душу сиюминутными заботами. Сиюминутность — путь внешнего человека, падшего Адама. Что находится на весах? Мгновение и Вечность. Но Вечность — это там, а мгновение — сейчас, и всем нужно сейчас и всё сразу». Всё, что даётся нам в руки на этой земле, говорит отец Роман, - у нас отнимется, и только молитва, причастность Богу, — то, что связывает нас с Вечностью. Настоящее счастье в том, что неизменно, а неизменен только Господь».

8. О чем еще пишет автор на страницах этой книги, читатели познакомятся, открыв ее. А мы хотим представить вашему вниманию еще один небольшой сборник под названием «Блажени…» В этот сборник вошли стихотворные размышления отца Романа о заповедях блаженства, написанные на основе святоотеческих толкований. Для примера прочитаю вам первое из стихотворений, которое продолжает собой размышления из предыдущей книги.

Один Господь Блажен, и только в Нём

Любовь, Премудрость, Свет — Всесовершенство.

Кто утонул в вещественном, земном,

Тот зачеркнул надежду на блаженство.

Блажен, кто нищ для страсти и греха,

Кто добродетель приравнял к награде,

Чья жизнь не суетлива и тиха

И славит Обнищавшего нас ради.

***

По словам Ольги Надпорожской, отец Роман очень любит и часто приводит слова святого Иоанна Богослова: Не любите мира, ни яже в мире (1 Ин. 2: 15). Таким образом, говорит редактор книги: раз христианин не должен любить мира и не должен жить духом века сего, значит, внутренне он не должен зависеть ни от времени, ни от пространства. И ведь это призывы не для святых: мы и на земле должны жить как в Вечности, как бы немыслимо это ни звучало. А раз не обладаем такими свойствами — значит, действительно должны измениться. И к этому призывает в своих книгах отец Роман, он просит не противиться Божией воле, а поступать по слову апостола — не сообразовываться веку сему, но обновляться!

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать