***
1. Итак, перед вами записки иеромонаха Романа — известного поэта, автора и исполнителя духовных песнопений, ставших частью истории возрождения Церкви в России, одной из ярких примет этого возрождения. Эти записки появились значительно позже песнопений — в конце книги стоят условные даты «2000 (?) — 2021». А в кратком вступлении отец Роман отмечает, что ему «не всегда удаётся ответить на приходящие письма». Вот и задумал он таким образом, «поговорить с обделёнными авторами писем и теми, кто желает присоединиться».
2. «Но одно дело, говорит священник, - поэзия, восхождение души, прикосновение её к молитве или воспевание Божьего творения, а другое — обычные рассуждения на житейские и духовные темы священника-гражданина, желающего не сообразовываться с веком сим. Не всё кого-то устроит, некоторых разочарует, но мы и не ставили себе такой цели — убаюкивать и очаровывать читателя. Главным было — пусть и с опозданием, но ответить на поднятые в письмах вопросы. Все мы люди, и ошибки — то, что нам свойственно, потому написанное и не выдаётся за продиктованное Свыше. Нет, это слова рядового представителя человечества, желающего спасения верным, живущим в последние времена. А последние времена богаты на сети».
3. Таким образом, желание дать ответы на наболевшие вопросы подвигло отца Романа к написанию этой книги. А кроме того, как отмечает в предисловии редактор сайта, Ольга Надпорожская, к этому его обязывает «звание христианина, монашеский чин и священный сан, которые он пытается оправдать всей своей жизнью. Избрав по благословению старца Николая Гурьянова отшельническую жизнь, он редко бывает окружён людьми, почти никогда не оказывается в центре внимания журналистов, его проповедь не раздаётся с амвонов столичных храмов или с экранов телевизоров. Слово отца Романа доносится до читателя иначе, более прикровенно, и от этого делается ещё дороже, ещё подлиннее. Оно звучит тихо и ненавязчиво, что тоже совершенно не сообразуется с нашим временем.
4. По словам Ольги Надпорожской, ведение подобных записок было свойственно монашествующим во все времена, начиная с первых столетий. Если говорить о нашем времени, то нельзя не упомянуть о «Записках архиерея» митрополита Вениамина (Федченкова) — в них он рассказывает о встречах с людьми, вспоминает тех, кого знал в детстве и юности, приводит полученные письма и иногда свои ответы на них. Вот и отец Роман в своих записках не только беседует «с обделёнными авторами писем», но и делится размышлениями и впечатлениями от прочитанных книг, новостей и общения с самыми разными собеседниками. И, как и митрополит Вениамин, не боится категоричных и нелицеприятных суждений.
5. Темы записок отца Романа — от житейских до культурологических, философских и богословских. В книге есть живые сюжетные зарисовки, наблюдения, которые автор завершает краткими афористичными выводами. Среди героев таких зарисовок не только случайные попутчики или приехавшие в скит паломники, но и узнаваемые церковные деятели — например, старец Николай Гурьянов и митрополит Иоанн (Разумов), о которых отец Роман рассказывает с глубоким уважением. Впрочем, порой он старается слегка закрасить им же нарисованные портреты, не называет имён — чтобы обличить грех, а не человека (в том случае, если требуется обличение), или чтобы сохранить чужую тайну, или просто не привлекать излишнего внимания к чьему-то имени.
6. Ближе к концу записок напряжение ощутимо нарастает: речь всё чаще заходит о том, что происходит в Церкви сегодня. И здесь отец Роман начинает всё меньше значения придавать собственному слову, уступая место высказываниям святых отцов и отрывкам из Священного Писания. Он словно испытывает все средства: не слушаете меня — послушайте святых, не слушаете святых — послушайте Бога! И ведь суть того, что хочет сказать нам отец Роман (не только в записках, но и во всём своём творчестве) — действительно та же, что и в словах святого Евангелия: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4: 17).
7. В этой книге размышления о том, что человек не должен жить временным, сиюминутным, об этом автор пишет уже на первых ее страницах: «Суетливость — признак живущего в этом мире и побеждённого этим миром. Покой, безпопечительность — свойства гражданина будущего века. Невозможно достичь безстрастия, покоя, обременяя свою душу сиюминутными заботами. Сиюминутность — путь внешнего человека, падшего Адама. Что находится на весах? Мгновение и Вечность. Но Вечность — это там, а мгновение — сейчас, и всем нужно сейчас и всё сразу». Всё, что даётся нам в руки на этой земле, говорит отец Роман, - у нас отнимется, и только молитва, причастность Богу, — то, что связывает нас с Вечностью. Настоящее счастье в том, что неизменно, а неизменен только Господь».
8. О чем еще пишет автор на страницах этой книги, читатели познакомятся, открыв ее. А мы хотим представить вашему вниманию еще один небольшой сборник под названием «Блажени…» В этот сборник вошли стихотворные размышления отца Романа о заповедях блаженства, написанные на основе святоотеческих толкований. Для примера прочитаю вам первое из стихотворений, которое продолжает собой размышления из предыдущей книги.
Один Господь Блажен, и только в Нём
Любовь, Премудрость, Свет — Всесовершенство.
Кто утонул в вещественном, земном,
Тот зачеркнул надежду на блаженство.
Блажен, кто нищ для страсти и греха,
Кто добродетель приравнял к награде,
Чья жизнь не суетлива и тиха
И славит Обнищавшего нас ради.
***
По словам Ольги Надпорожской, отец Роман очень любит и часто приводит слова святого Иоанна Богослова: Не любите мира, ни яже в мире (1 Ин. 2: 15). Таким образом, говорит редактор книги: раз христианин не должен любить мира и не должен жить духом века сего, значит, внутренне он не должен зависеть ни от времени, ни от пространства. И ведь это призывы не для святых: мы и на земле должны жить как в Вечности, как бы немыслимо это ни звучало. А раз не обладаем такими свойствами — значит, действительно должны измениться. И к этому призывает в своих книгах отец Роман, он просит не противиться Божией воле, а поступать по слову апостола — не сообразовываться веку сему, но обновляться!
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!