***
1. Как говорится о книге на сайте «Православие.ру», народная любовь к старцу Николаю Гурьянову живет в сердцах даже тех, кто его не знает, ведь он отчасти стал прообразом старца Анатолия в фильме «Остров». Конечно, для православных людей он настоящий столп истины, чей дух невозможно уместить в прокрустово ложе 90-минутной художественной фантазии. И тем не менее удивительно, как отец Николай продолжает просвещать людей неведомыми для них путями. Таинственно, мистически, непостижимо – правильные ли это слова для описания личности, наставлений, случаев прозорливости старца? Автор новой книги о батюшке Людмила Ильюнина, напротив, считает, что самое точное слово, дающее нам представление об этом подвижнике православия, – это простота».
2. Как отмечает в предисловии Людмила Александровна, «именно слово может отразить тайну и тишину, которая охватывала душу при встрече со старцем. Тайна эта была в надмирности подвижника. От батюшки исходили свет и тепло, и всегда чувствовалось неземное происхождение этой силы, освещающей и согревающей души людей. А внешне он был необычайно скромен. Ходил всегда в стареньком выцветшем подряснике, в такой же скуфеечке, а в то время, когда еще путешествовал - уезжал с острова для встречи с духовными чадами и друзьями,- его видели в стареньком беретике, иногда в маминой кофте поверх рясы и плащике, калошах.
3. По острову батюшка ходил в валенках, а руки всегда были открытыми, даже когда на морозе он часами помазывал паломников «Иерусалимским маслицем». Весь облик батюшки был поучителен, его благословение - действенно, и не ищущие своего паломники, по слову апостола Павла о Божественной любви, находясь рядом со старцем, могли бы воскликнуть: «Для меня достаточно того, что я сподобился видеть вас!» Говорил батюшка мало (недаром любил пословицу: «Слово-серебро, а молчание - золото»), но любил петь - пел у себя в домике, аккомпанируя себе на фисгармонии, любил попеть с народом - часто читал духовные стихи. И как будто одни и те же песни и стихи все время повторял батюшка, а смысл их открывался по-новому для разных людей.
4. Вот как сказала одна из духовных чад батюшки: «Вокруг него все было возвышенно и гармонично. Все в его окружении было другое, чем в нашей обыденности, все дивно и трепетно». Но узреть эту гармонию, по мнению автора, могли только духовные, а не телесные очи. Потому что телесным очам представлялась совсем другая картина: «У отца Николая окна в комнате были закрыты наглухо - он не видел дневного света из своей комнаты. Свет был только на кухне. Батюшка же молился в комнате, в которой не было света солнечного, не было воздуха». Но и эти тяжелые условия могли служить поучением - тот же паломник пишет: «Для нас это - стихийное бедствие, настолько мы привыкли к комфорту... Хотя у старца Николая не было солнечного света, но в нем самом горел Божественный свет - от молитвы и смирения. И он, как древний святой в патерике, мог сказать: "Не вставай, солнце! Ты мне мешаешь зреть Божественный свет!"
5. Эта книга о подвижнике наших дней разделена на три части: жизнеописание старца, воспоминания о нем и его письма. При составлении жизнеописания автор опиралась на различные источники, стараясь раскрыть начала формирования личности старца, духовную значимость событий его жизни. Повествование получилось художественным, живым. С первых страниц Ильюнина показывает, что все в жизни старца было промыслительно, даже место, где он родился: «Село Кобылье Городище, - пишет автор, - где стоял храм, в котором крестили будущего старца и с которым связаны годы его детства и юности, особенное в истории Руси. Неподалеку от него произошло знаменитое Ледовое побоище». Людмила Ильюнина связывает события между собой и находит их отражение в будущем подвижника.
6. Отдельная глава книги посвящена вкладу старца Николая Гурьянова в общецерковное прославление Царственных страстотерпцев. В ней приводятся такие слова старца, сказанные им накануне канонизации Царской семьи: «Царь – святой, грешно думать иначе, у Бога они все уже прославлены, ведь вы помните их святое житие? Как же можно не почитать их святость? Они – угодники Божии, святые, мученики драгоценные, Господом возлюбленные!» И после состоявшегося прославления старец велел своим чадам не успокаиваться («не спать», - так он говорил), благословлял собирать все, что можно, о царе - иконы, духовные книги, книги воспоминаний, портреты. И как заповедь оставил благословение: «Свято берегите память святого царя и Святую Русь!» И утешение оставил: «Молитва к царю Николаю - это духовный щит России».
7. Во второй части книги собраны воспоминания о встречах со старцем Николаем как служителей Церкви, так и мирян. В каждом из них, кажется, сохранилась частичка любви батюшки к каждому человеку и всему творению. Воспоминания логически продолжает раздел с письмами отца Николая Гурьянова к духовным чадам. Их немного, но они являются настоящим венцом книги. Для публикации их передал протоиерей Иоанн Миронов. Несмотря на то, что они были адресованы конкретным людям, находящимся в теперь неизвестных нам жизненных обстоятельствах, читатель может почувствовать, что они предназначены ему – такова сила слова старца.
8. Как актуально звучат следующие слова старца: «В первую очередь любите труд, Отечество, человека и помните изречение слова Божия: ‟Трудящийся да яст”, то есть, кто работает, тот и ест». Завершает книгу эпилог, посвященный почитанию старца сегодня, и проповедь главного редактора издательства «Вольный Странник» митрополита Псковского и Порховского Тихона в день памяти протоиерея Николая Гурьянова 24 августа 2018 года.
***
В своих воспоминаниях о старце Николае Гурьянове протоиерей Иоанн Миронов написал: «Батюшка всех покорял лаской. Так ее людям сейчас не хватает! Даже взрослые люди хотят, чтобы их приголубили, теплое словечко сказали. А он, дорогой наш батюшка, для каждого находил такое слово. Любви у него на всех хватало. Каждой измученной душе находил он слово утешения. Про старца можно сказать: ‟Любовью Христовой уязвися, преподобне”. Любовь батюшки была равноангельская, преподобническая. Он покрывал своей любовью наше недостоинство. И сейчас покрывает». Удивительным образом эта любовь и ласка, по мнению издателей, изливаются на нас со страниц книги о великом подвижнике старце Николае Гурьянове.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!