***
1. Предлагаемое читателю описание жизни и деятельности святого, составлено редактором и издателем журнала «Кронштадтский маяк» Николаем Ивановичем Большаковым, непосредственно близко знавшим отца Иоанна. Книга представляет собой отражение еще прижизненной славы и всенародного почитания Угодника Божия. Основанная на многих документальных источниках, она наиболее полно раскрывает фактическую сторону жизни Светильника земли российской и предлагает богатый и уникальный в своем роде фотографический материал.
2. Достаточно подробно освещаются события, малоизвестные православному читателю по другим изданиям: напутствование о. Иоанном умирающего Государя Императора Александра ІІІ-го; борьба с нарождающейся революционной смутой; последние годы земной жизни; кончина и погребение, а также первые свидетельства чудесной помощи у гробницы святого. Впервые после революции репринтное издание книги было подготовлено к печати в 1995 году и получило прижизненное благословение приснопамятного митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева). Данное издание является первой современной публикацией обширного труда Н.И. Большакова; книга снабжена необходимыми примечаниями и аннотированным указателем имен.
3. В предисловии книги Николай Иванович также отмечает, что еще при жизни знаменитого вселенского молитвенника и чудотворца, протоиерея Иоанна Ильича Сергиева, стало появляться в печати много крупных и мелких произведений, посвященных его биографии, пастырским подвигам, чудотворениям и т.д. Большаков выделяет наиболее известнее из них: это капитальный труд епископа Каширского Евдокима «Два дня в Кронштадте», обстоятельную биографию батюшки, составленную бывшим доцентом Санкт-Петербургской Духовной Академии архимандритом Михаилом, труд С. Животовского: «На Север с отцом Иоанном Кронштадтским», произведение С.И. Цветкова: «Отец Иоанн Кронштадтский и чудодейственная сила его молитв»; и другие. Все эти произведения, по словам автора, так или иначе, сходствуя друг с другом в разных заимствованиях, в то же время и дополняют друг друга теми или иными сведениями и подробностями.
4. Точно так же и мы, - говорит Николай Иванович, - в нашем труде, предлагаемом благосклонному вниманию православных верующих читателей, с одной стороны, многое заимствовали у вышеупомянутых писателей, с другой стороны, - у нас есть многое такое, чего не находится в перечисленных трудах. А именно: мы с особым вниманием останавливались на моменте начального прославления отца Иоанна, на этом переходе от скромной доли смиренно-верующего священника к славному уделу всероссийского молитвенника и вселенного светильника. Затем почти во всех вышеперечисленных трудах слабо и кратко отмечено пребывание дорогого батюшки в октябре 1894 года в Ливадии, у одра умирающего приснопамятного Государя Императора Александра III. В этой же книге это изложено с обстоятельной подробностью.
5. Равным образом, в книге много страниц посвящено образу борьбы отца Иоанна с революцией, обстоятельно описаны ближайшие годы пред его земной кончиной, кончина и погребение, чудеса при гробнице отца Иоанна и так далее. Автор также благодарит старицу игумению Таисию, за изданные ею воспоминания об отце Иоанне и письма отца Иоанна к матушке. «Мы, - отмечает Большаков, - сделали все, что могли. Пусть могущие сделать лучшее, сделают лучшее». Но чтоб оценить достоинства этой книги, ее конечно, нужно прочитать. Познакомиться с полным ее содержанием читатели смогут сами, мы же остановимся на главе, которая рассказывает о том, как отец Иоанн относился к своему пастырскому служению.
6. Как отмечает автор, «нет нужды скрывать, что некоторые, принимая священный сан, не думают много ни о чем. Их душа не наполняется чувством горячей ревности, служения Христу даже «до крове». Их взор не простирается в далекое будущее, когда их вера будет подвергаться всякого рода искушениям и испытаниям. Не всегда даже во время хиротонии бывает ясна в их сознании великая идея пастырского служения. Но не с такми думами и чувствами приступал к этому служению отец Иоанн. Он смотрел на пастырское служение, как на высочайшее служение на земле, высшее всех других служений. И его высокие думы о пастырстве остались думами, не развеянными никакими невзгодами до конца его земной жизни.
7. Какие чудные строки о пастырстве мы, по словам автора, находим в «Дневнике» отца Иоанна. «Священник, - пишет батюшка, - это Ангел Господа Вседержителя. … И действительно, священник должен быть как ангел: воспарять выше земного, быть выше житейских пристрастий, беспрестанно возвещать величие и славу Божию в церкви Божией людям Его, возвещать волю Его, быть хранителем и провозвестником вечных заповедей Божиих. Священник должен отличаться мужеством, неустрашимостью, быть выше всякого лицеприятия и неправды, должен уподобиться ангелам по своему постоянному воздержанию, чистоте, неусыпному бдению о вверенном ему от Господа залоге – о бессмертных душах человеческих».
8. Вообще, по мнению отца Иоанна, «священник должен быть врачем людей духовным и телесным, утешителем печальных и скорбящих, заступником невинно гонимых, особенно вдов и сирот, и помощником для всех. О как должен быть высок духом и горяч любящим сердцем священник!» - отмечал отец Иоанн, и так он сам относился к пастырским обязанностям с первых и до последних дней своего служения. Об этом свидетельствуют и его собственные записи в дневнике, и воспоминания современников, которые в том числе собраны на страницах этой книги.
***
В письме от 31 октября 1906 года к игумении Таисии отец Иоанн отмечал: «Ты знаешь, как ко мне благодатию Божией стремится народ - и старый и малый, как дети меня встречают с радостью, подобно как некогда Христа еврейские дети встречали с радостью, с торжествующими лицами и песнями. Так и ныне везде простые люди и незлобивые дети встречают меня с радостью. Что это значит? Значит, что благодать Божия живет во мне и всех простых сердцами влечет ко мне, а через меня к Богу, Которому я служу». Завершая этими словами предисловие книги, Николай Иванович Большаков выражает надежду, что эта книга хоть на несколько мгновений возвысит православного читателя над житейской суетой и перенесет его в возвышенный мир, обвеянный благодатной атмосферой великого светильника земли Русской.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!