***
1. Автор этой книги - иеромонах Игнатий (Шестаков), насельник Московского Сретенского монастыря. Родился в Москве в 1974 году, окончил исторический факультет МГУ, где специализировался на балканистике и истории Сербской Церкви. Постоянный автор церковно-научного центра «Православная энциклопедия», член Союза писателей России, редактор сербской версии портала Православие.ру. Автор множества публикаций по истории Сербской Православной Церкви в церковных и светских изданиях. В основе этой книги — проповеди отца Игнатия, произнесенные им в 2009–2020 годах на богослужениях в Московской Сретенской обители.
2. Охватывая весь годичный круг: службы Великого поста, Пятидесятницы, двунадесятых праздников, дней памяти святых, — эти проповеди затрагивают многие насущные вопросы жизни христианина. Раскрывая смыслы апостольских и евангельских чтений, объясняя значения церковных праздников, знакомя с жизнью и служением святых, автор доступным языком, очень метко и живо, порой строго, а иногда с добрым юмором, но всегда с любовью и болью о современном человеке, - объясняет важнейшие аспекты духовной жизни. Открывают книгу проповеди, которые возвращают нас к уже минувшим подготовительным неделям Великого поста, где автор размышляет о том, как в нашей жизни отражаются такие евангельские персонажи, как мытарь и фарисей, блудный сын и его старший брат, что нас ждёт в день Страшного суда и почему нам нужно всех прощать.
3. Говоря о мытаре и фарисее, автор отмечает, что «в каждом из нас живут два этих человека: самодовольный фарисей и кающийся, плачущий о своих грехах мытарь. Часто бывает, что в нас эти настроения сменяются одно другим. Иногда мы каемся, прося Господа только простить наши грехи, совершенно не думая о наших мнимых достижениях в духовной жизни. А в какой-то момент мы останавливаемся, успокаиваемся, считая, что мы уже живем так, что нам гарантировано спасение, а не так, как живут около нас какие-то несчастные грешники». По словам автора, это «самое страшное и ужасное состояние» и оно «безумно в очах Божиих». Поэтому, - говорит отец Игнатий, «Церковь как лечебница предлагает нам эту притчу в преддверии Великого поста, чтобы осознать эту болезнь и с решимостью побороть ее, встать на этот путь очищения, исправления и взывать ко Господу: «Господи, будь милостив ко мне грешному!»
4. Далее приуготовляя своих верных чад к благодатному времени Великого поста, времени особых духовных подвигов и покаяния, Церковь предлагает нашему вниманию притчу о блудном сыне. Все мы знаем эту историю про богатого человека и его двух сыновей, и как один из них потребовал у отца часть наследства, которую он растратил и вернулся в отчий дом ни с чем. По словам автора, «дары, которые сын требовал и получил от отца, это те дары, которые мы все от рождения получаем от Бога: красота, ум, способности и таланты. Кто виновник нашей красоты и способностей, кто источник сил? В первую очередь — это Господь, Творец неба и земли, Он, Художник, создает такие прекрасные творения и наделяет их колоссальными способностями — и умственными, и духовными».
5. Кроме того, говорит отец Игнатий, – «христиане еще и наделены дарами Святого Духа, которые они получают в Крещении. Но часто человек приписывает себе все эти дары и таланты, удаляется от Бога, не желает больше жить под кровом Его дома, слушать Его заповеди, выполнять Его просьбы, хочет сам безгранично насладиться своей жизнью. И часто такой человек стремительно расточает все свои таланты и приходит в страшное состояние». Как мы знаем из притчи, когда блудный сын пришел в такое состояние, он был готов питаться со свиньями. А «святые отцы, - отмечает автор, - под евангельскими свиньями понимают человеческие страсти: когда человек не хочет больше работать Богу и пребывать в Божественной благодати, он неминуемо оказывается в компании этих свиней».
6. Но далее мы знаем, что блудный сын осознал свое плачевное состояние и пришел к покаянию. Что такое покаяние? «Покаяние, - говорит отец Игнатий, - это источник радости не только для покаявшегося человека, но и для ангелов. В этой же главе Евангелия от Луки, перед тем как рассказать эту притчу, Господь как раз говорит: У Ангелов бывает радость об одном грешнике, вернувшемся и покаявшемся (см. Лк. 15, 10). Покаяние — это путь к спасению, обо́жению, возвращению в дом Отца нашего Небесного, и этот блудный сын — это не только наш ближний или родственник, который вообще далек от Церкви, это все мы. Многие из нас прошли этот путь, многие, оказавшись в Церкви, начинают расслабляться, отпадать, возвращаться к этому свиному корыту и забывать Божественную благодать».
7. Но приходит время Великого поста, «время покаяния, особой радости духовной, в скорби о грехе и радости соединения с Богом. И каждый из нас, - призывает автор, - должен разделить эту радость вместе с ангелами и постараться всеми силами кого-то тоже привести к этой Трапезе, через свой пример, свою любовь». А еще, как отмечает отец Игнатий в следующей проповеди о Страшном суде, - «цель Великого поста для каждого из нас состоит в том, чтобы прозреть и увидеть вокруг нас Христа, не только в иконах и фресках, великолепных храмах, не только в священниках, а увидеть Христа повсюду».
8. «Он вокруг нас, - говорит автор, - Он всюду, Он просит помочь Ему, накормить Его, одеть Его, согреть Его, принять, утешить Его. Поэтому, по словам отца Игнатия, - самой главной молитвой этого поста может стать молитва, с которой обращались евангельские слепые ко Христу: Господи, Сын Давидов, помилуй нас! (Мф. 20, 30). Я хочу прозреть, видеть хочу! И видеть в первую очередь Тебя в своем ближнем, для того чтобы на Страшном Суде не оказаться ошуюю, не оказаться с козлищами, а быть с верными овцами стада Христова».
***
В течение всей нашей жизни Господь обращается к нам через Священное Писание замечательными очень важными нашего спасения словами. И от нас требуется – внимать этим словам, чтобы преодолевать те препятствия, которые мешают нам идти по пути спасения - и наше стремление к материальным благам, и наша гордость, и наше непрощение, недостаток любви. А еще наша лень, усыпляющая и уводящая от добродетельных дел. Но апостол Павел напоминает нам, «что ночь прошла, а день приблизился». Настало время пробудиться от греховного сна и пойти стопами Великого поста к Божественному свету. Эту важную мысль и старается донести до читателя иеромонах Игнатий (Шестаков) в своей книге – «Духовное пробуждение».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!