***
1. В книге «Войди в радость Господа своего!», - которую сами издатели называют уникальной, впервые представлена общая последовательность пасхальных крестных ходов на Светлой седмице. В основу издания положены евангельские чтения о явлениях Воскресшего Христа Своим ученикам на двух языках, церковнославянском и русском. К ним добавлены основные пасхальные песнопения крестного хода. В предисловии книги представлены краткие сведения и объяснение особенностей крестного хода на Светлой седмице. Книга адресована всем, кто желает полнее и глубже понять праздник Воскресения Христова. В издании использованы иллюстрации из Елисаветградского Евангелия (конец XVI — начало XVII века).
2. В минувший воскресный день мы встречали светлый праздник - святую Пасху - Воскресение Господа нашего Иисуса Христа. Как говорится в издании, в эту ночь нам, как когда-то мироносицам, шедшим ко гробу Спасителя, приоткрывается глубина пасхальной тайны. Любовь ко Христу давала им силы идти, хотя сердца их были переполнены скорбью. Еще немного, и Ангел у гроба встретит их ликующей вестью о воскресении Христовом. И плач обратится в радость. И тленное обретет вечную жизнь. Христос воскрес! В этих словах заключается вся сущность христианской веры. Теперь мы знаем о нашем спасении, и радости нашей никто не отнимет у нас.
3. «Наша радость о воскресшем Спасителе не ограничивается одним лишь Пасхальным днём, но всецело простирается на всю следующую седмицу, и потом, в меньшей мере продолжается вплоть до Пятидесятницы. Все близстоящие события как до, так и после Пасхи настолько значимы и святы для христиан, что даже самые дни Страстной седмицы именуются великими — Великий Понедельник, Великий Вторник…, а дни Светлой седмицы соответственно именуются светлыми — Светлый понедельник, Светлый вторник… Ради величия и торжественности этих дней из богослужебной практики нашей Церкви исключаются всевозможные частные прошения и требы. Потому что в эти святые дни мы все должны быть устремлены только ко Господу, сосредоточены только на этих событиях».*
4. Итак, «на пасхальной седмице, которая Церковью именуется Светлой, все богослужения представляют собой как бы повторение самой Пасхи. Восемь дней празднования Христова Воскресения являются можно сказать одним днем, принадлежащим вечности, где по пророческому слову апостола Иоанна «времени уже не будет»»*. И как Пасхальная служба наполнена ликованием о Воскресшем Господе, так продолжается оно всю Светлую седмицу, богослужения которой также торжественны и красивы как в сам праздник Пасхи. В эти дни Господь призывает нас отложить свои дела и вместе с Церковью восторженно и благоговейно славить Его святое Воскресение. Последуем, - говорят издатели, - Его призыву.
5. Вот утро Светлой седмицы. Мы стоим в храме. Закончилось Причастие. Из алтаря выносят фонарь с зажженной внутри свечой — это символ Божественного света. Человек, держащий его, будет возглавлять крестный ход. Затем выносят хоругви, запрестольные крест, символизирующий торжество веры Христовой, и икону Богородицы, артос. Артос — это круглый хлеб, напоминающий большую просфору, с оттиском иконы Воскресения Христова. Артос освящается на Пасху и ставится возле царских врат до Светлой субботы, когда его раздробляют и раздают верующим. Выносят и чашу со святой водой. Все выстраиваются в ожидании начала крестного хода. Наконец, под праздничный колокольный звон из храма с пением тропаря святой Пасхи выходят священнослужители в облачении, а за ними и все прихожане.
6. Ежедневные Крестные ходы также, как и Пасхальный, радуют, веселят и притягивают Божий народ. Крестный ход, совершаемый в Пасхальные дни, – это победное шествие Христа Спасителя со всей своей Церковью – небесною и земною. «Подойдем и мы, - говорят издатели, поближе, чтобы участвовать в радости Воскресшего Господа». В эти дни прославляется Воскресение Христово, поэтому все поют канон праздника (или его припевы ирмосы) и другие пасхальные песнопения. Крестный ход обходит храм, останавливаясь на четырех сторонах для чтения Евангелия. Символически эти остановки означают, что Благая весть Христова звучит во всех концах земли.
7. Во время шествия совершается праздничный трезвон, на время остановок он прекращается. На остановках священники читают те отрывки из Евангелия, которые говорят о явлениях Христа после Его Воскресения. Эти же чтения (они называются воскресными евангельскими) мы слышим в храме каждую субботу на вечернем богослужении. Таким образом, мы снова и снова вспоминаем это величайшее событие и вновь радуемся тому, что Христос воскрес. По окончании чтения Евангелия священник благословляет народ и окропляет прихожан святой водой, возглашая приветствие «Христос Воскресе!». В ответ звучит радостное «Воистину Воскресе!», вновь звучит колокольный звон, и крестный ход с пасхальными песнопениями движется к следующей остановке, где снова будет прочитано Евангелие.
8. Заканчивается крестный ход там же, где начался, у входа в храм. Здесь последний раз читается Евангелие о воскресении Господа, и мы входим внутрь. Хоругви, иконы, крест заносят в алтарь и звучат заключительные молитвы Божественной литургии. Служба окончена. Осенив себя крестным знамением, прихожане выходят из храма и отправляются по своим делам: на учебу, на работу, домой. Но радость, которая охватывает нас во время богослужения и крестного хода еще долго будет освещать нашу повседневную жизнь.
***
Итак, каждый день Светлой седмицы после Божественной литургии совершается крестный ход - в эти дни нас так переполняет радость, что мы не можем держать ее в себе, хочется поделиться ей со всем миром. Ведь мы, - говорят издатели, такие же ученики Христовы, какими две тысячи лет назад были апостолы и жены-мироносицы. И, идя с богослужения Светлой седмицы, так же, как и они, несем в себе свет веры Христовой и торжество этого святого великого праздника, подарившего нам спасение и вечную жизнь. Постараемся каждый день бывать на богослужениях, причащаться Святых Таин, участвовать в крестных ходах тогда и воскресший Христос всегда будет с нами.
* https://valaam.ru/publishing/473258/ Крестные ходы Светлой Седмицы
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!