30 апреля. Преподобный Паисий Киевский, Христа ради юродивый

30 апреля 2022 г.

Христос воскресе, дорогие телезрители! Сегодня, 30 апреля, Православная Церковь совершает память преподобного Паисия Киевского, Христа ради юродивого (1893).

Преподобный Паисий (в миру Прокопий Григорьевич Яроцкий) родился 8 июля 1821 года в городе Лубны Полтавской губернии в многодетной и состоятельной семье мещан. Его мать была глубоко верующей и благочестивой женщиной и всех своих детей воспитала в благочестии и чистоте. Особенно она любила принимать странников и богомольцев.

Младенец Прокопий, как младший в семье, пользовался особенной любовью матери, и она, в простоте любящего сердца, старалась посвятить все свои силы и разумение его воспитанию.

В десятилетнем возрасте Прокопия определили в Киево-Подольскую духовную бурсу. Юноша часто убегал из училища в лавру, не появлялся дома. Подобные поступки неоднократно вызывали замечания со стороны училищного начальства и недоумение со стороны родичей-воспитателей. Все почитали отрока своевольным, упрямым и непослушным, принимали различные меры к исправлению его странного характера, но тщетно. Юноша недоучился, был уволен из училища и определился писцом в Киевскую городскую управу, где старший брат его занимал в то время место секретаря.

В 16 лет Прокопий был принят в Киево-Печерскую лавру на временное послушание. В этом неопределенном положении пребывал около трех лет, поскольку долго не мог собрать нужных бумаг: требовалось письменное согласие матери, братьев, увольнение от Луганского мещанского общества, утвержденного Полтавской казенной палатой.

Потеряв надежду на поступление в обитель, хотел уйти из нее и уже получил от лавры расчет и документы, но опасно заболел и был отправлен в братскую больницу. Там он удостоился чудесного видения: Божия Матерь открыла ему его будущий подвиг и упрекала в малодушии. Прокопий остался в лавре.

Наместник лавры архимандрит Лаврентий, которому сообщено было об этом видении духовником Прокопия, немедленно отдал приказание оставить Прокопия в лавре, а находившиеся у него на руках документы приобщить к канцелярским делам. 23 марта 1850 года Прокопий был зачислен действительным послушником с оставлением на клиросном послушании при пещерах.

Своим духовником он избрал преподобного Парфения (по другим данным, духовником был старец Порфирий). Также значительное влияние на становление подвижника оказал другой великий старец – блаженный Феофил. Усердно трудясь на клиросном послушании, Прокопий не раз подвергался насмешкам своих товарищей-клирошан, из-за чего еще более усугубил свой молитвенный подвиг.

К первоначальным проявлениям юродства Прокопия можно отнести то, что в храме он никогда не читал по книге, а на память, переворачивая при этом книгу. К Пресвятой Троице и Матери Божией обращался на вы, иногда вел себя странно в храме, подрясником вытирал перила. За такое непонятное поведение был освобожден от клиросного послушания на Ближних пещерах и переведен в 1853 году записчиком в Голосеевскую пустынь, где ему было поручено еще одно послушание: читать молитвенное правило Киевскому святителю Филарету.

В 1854 году, по благословению святителя, скитоначальник иеросхимонах Моисей постриг его в рясофор с именем Паисий.

Вскоре после пострига отец Паисий вернулся в Киево-Печерскую лавру, где и начал подвиг юродства. Он стал вести себя как безумный, скитался по киевским монастырям, приходя в лавру только на богослужения, спал где придется и как придется, да и никто не видел его спящим по-настоящему. Одевался очень бедно и убого, на голове носил грязную повязку, а на ногах – дырявые валенки или сапоги без подошв. В руках неизменно держал палку, обмотанную тряпкой. Если кто-то дарил ему рясу, он сначала выпачкивал ее в грязи, отрезал кусок полы или раздирал в нескольких местах и только тогда надевал, а подрясники всегда отдавал нищим. За каждую поданную ему милостыню клал земные поклоны, поминая всех жертвователей поименно.

Питался Паисий остатками с братского стола, смешивая в своей тарелке все кушанья сразу; остатки складывал в маленький горшочек и прятал «про запас», чтобы спустя время съесть эту уже несъедобную для обычного человека пищу.

Терпел много насмешек, получал плевки в лицо, бывал неоднократно бит, но все прощал своим обидчикам и кротко молился за них. За такое смирение и добровольное мученичество Господь прославил его даром чудодейственной молитвы, прозорливости и исцелений, а также одарил его великой сострадательной любовью к людям, которую преподобный скрывал под покровом юродства. К каждому преподобный Паисий обращался «душечко» или «душко»; все проступки и грехи, тайные намерения и мысли собеседника как бы переводил на себя и обличал, словно свои собственные.

Монастырское начальство, видя причуды Паисия, стало смотреть на него как на душевнобольного и не могло придумать никаких мер к предотвращению его дальнейшего юродства.

12 декабря 1854 года Паисий отпросился в двухмесячный отпуск для свидания с матерью, которая в течение четырнадцати лет, то есть со дня поступления сына в обитель, ни разу не видела его. По возвращении из отпуска Паисий был освобожден от послушания записчика и послан в братскую хлебню. Но 10 ноября 1855 года, в связи с крайним недостатком церковных певцов, был снова переведен на Ближние пещеры и определен на прежнее клиросное послушание.

Там пробыл несколько месяцев, особенному юродству не предавался, втайне занимался усовершенствованием духа, был даже назначен помощником уставщика. Чтобы избежать новых искушений и соблазнов, решил навсегда удалиться от людей. Стал скитаться по городу и киевским монастырям. Только изредка заходил в лавру во время богослужения, и, став около клироса, принимался умышленно бормотать бессвязные слова.

Из кельи отца Паисия выселили и поместили в сторожке. Но блаженный и от этого комфорта наотрез отказался. Вместо этого он нашел себе убежище на чердаке, проводя дни свои во всяком злострадании: летом терпел дневной жар, а зимой – стужу и холод.

Вскоре лаврское начальство начало убеждаться, что все творимое отцом Паисием есть не что иное, как предумышленное юродство, и потому в 1867 году переместило его на послушание в Китаевскую пустынь на кухню. Здесь отец Паисий еще более усугубил свое юродство, совершая втайне великие дела терпения, любви и добра. Приходя в поварню раньше всех, приготовлял дрова и воду, зажигал огонь и помогал поварам в их тяжелой работе, изнурял плоть свою усиленными трудами.

С принятием на себя подвига юродства отец Паисий резко изменил образ жизни. Не признававший приличия, в грязной одежде, с железным посохом, начал скитаться по Киеву, ночуя на улице или в лавре. Питался объедками, зимой переносил морозы, стоя на коленях в снегу. Бывая в церкви, находился в постоянном движении, обличая молящихся, гоняясь за видимыми ему призраками, нарушая богослужение криками и причудливыми телодвижениями. Юродство привлекало к Паисию множество почитателей; для свидания с ним приезжали из отдаленных городов и сел. Прославился чудотворениями и прозорливостью. При общении с людьми любимым занятием святого было грозное обличение.

Блаженный старец предвидел убийство императора Александра II, назначение на Киевскую митрополичью кафедру владыки Иоанникия (Руднева) и многое другое. Он всегда вовремя появлялся там, где нужно было утешить унывающих, примирить ссорящихся, ободрить подвизающихся.

В 1879 году преподобный был помещен в Китаевскую братскую богадельню. Сам будучи немощным, он с великой любовью ухаживал за более немощными страждущими братиями. Блаженный немало послужил и своей больной матери; проводил ее в последний путь, похоронив на монастырском кладбище.

День своей кончины старец предузнал заранее. Чувствуя приближение смерти, ушел в лавру, где был помещен в братскую больницу.

Скончался 17 апреля 1893 года после причащения Святых Христовых Таин.

***

Дорогие братья и сестры, сегодня также совершается память святых:

сщмч. Симеона Ктезифонтского, епископа Персидского, и с ним мчч. Авделая и Анании, пресвитеров, Хусдазата (Усфазана), евнуха, Фусика, Азата, мц. Аскитреи и иных многих (344);

прп. Акакия, епископа Мелитинского (ок. 435);

прп. Зосимы, игумена Соловецкого (1478);

прп. Александра Свирского, игумена (обретение мощей, 1641);

мч. Адриана Коринфского (251);

свт. Агапита I, папы Римского (536);

исп. Михаила Новицкого, пресвитера (1935);

сщмч. Феодора Недосекина, пресвитера (1942).

Всех, кто носит имена святых, прославляемых Церковью сегодня, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства! Будьте Богом хранимы! Многая вам и благая лета! Воистину воскресе Христос!

Иеромонах Димитрий (Самойлов),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры


 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать