Христос воскресе, дорогие телезрители! Сегодня, 30 апреля, Православная Церковь совершает память преподобного Паисия Киевского, Христа ради юродивого (1893).
Преподобный Паисий (в миру Прокопий Григорьевич Яроцкий) родился 8 июля 1821 года в городе Лубны Полтавской губернии в многодетной и состоятельной семье мещан. Его мать была глубоко верующей и благочестивой женщиной и всех своих детей воспитала в благочестии и чистоте. Особенно она любила принимать странников и богомольцев.
Младенец Прокопий, как младший в семье, пользовался особенной любовью матери, и она, в простоте любящего сердца, старалась посвятить все свои силы и разумение его воспитанию.
В десятилетнем возрасте Прокопия определили в Киево-Подольскую духовную бурсу. Юноша часто убегал из училища в лавру, не появлялся дома. Подобные поступки неоднократно вызывали замечания со стороны училищного начальства и недоумение со стороны родичей-воспитателей. Все почитали отрока своевольным, упрямым и непослушным, принимали различные меры к исправлению его странного характера, но тщетно. Юноша недоучился, был уволен из училища и определился писцом в Киевскую городскую управу, где старший брат его занимал в то время место секретаря.
В 16 лет Прокопий был принят в Киево-Печерскую лавру на временное послушание. В этом неопределенном положении пребывал около трех лет, поскольку долго не мог собрать нужных бумаг: требовалось письменное согласие матери, братьев, увольнение от Луганского мещанского общества, утвержденного Полтавской казенной палатой.
Потеряв надежду на поступление в обитель, хотел уйти из нее и уже получил от лавры расчет и документы, но опасно заболел и был отправлен в братскую больницу. Там он удостоился чудесного видения: Божия Матерь открыла ему его будущий подвиг и упрекала в малодушии. Прокопий остался в лавре.
Наместник лавры архимандрит Лаврентий, которому сообщено было об этом видении духовником Прокопия, немедленно отдал приказание оставить Прокопия в лавре, а находившиеся у него на руках документы приобщить к канцелярским делам. 23 марта 1850 года Прокопий был зачислен действительным послушником с оставлением на клиросном послушании при пещерах.
Своим духовником он избрал преподобного Парфения (по другим данным, духовником был старец Порфирий). Также значительное влияние на становление подвижника оказал другой великий старец – блаженный Феофил. Усердно трудясь на клиросном послушании, Прокопий не раз подвергался насмешкам своих товарищей-клирошан, из-за чего еще более усугубил свой молитвенный подвиг.
К первоначальным проявлениям юродства Прокопия можно отнести то, что в храме он никогда не читал по книге, а на память, переворачивая при этом книгу. К Пресвятой Троице и Матери Божией обращался на вы, иногда вел себя странно в храме, подрясником вытирал перила. За такое непонятное поведение был освобожден от клиросного послушания на Ближних пещерах и переведен в 1853 году записчиком в Голосеевскую пустынь, где ему было поручено еще одно послушание: читать молитвенное правило Киевскому святителю Филарету.
В 1854 году, по благословению святителя, скитоначальник иеросхимонах Моисей постриг его в рясофор с именем Паисий.
Вскоре после пострига отец Паисий вернулся в Киево-Печерскую лавру, где и начал подвиг юродства. Он стал вести себя как безумный, скитался по киевским монастырям, приходя в лавру только на богослужения, спал где придется и как придется, да и никто не видел его спящим по-настоящему. Одевался очень бедно и убого, на голове носил грязную повязку, а на ногах – дырявые валенки или сапоги без подошв. В руках неизменно держал палку, обмотанную тряпкой. Если кто-то дарил ему рясу, он сначала выпачкивал ее в грязи, отрезал кусок полы или раздирал в нескольких местах и только тогда надевал, а подрясники всегда отдавал нищим. За каждую поданную ему милостыню клал земные поклоны, поминая всех жертвователей поименно.
Питался Паисий остатками с братского стола, смешивая в своей тарелке все кушанья сразу; остатки складывал в маленький горшочек и прятал «про запас», чтобы спустя время съесть эту уже несъедобную для обычного человека пищу.
Терпел много насмешек, получал плевки в лицо, бывал неоднократно бит, но все прощал своим обидчикам и кротко молился за них. За такое смирение и добровольное мученичество Господь прославил его даром чудодейственной молитвы, прозорливости и исцелений, а также одарил его великой сострадательной любовью к людям, которую преподобный скрывал под покровом юродства. К каждому преподобный Паисий обращался «душечко» или «душко»; все проступки и грехи, тайные намерения и мысли собеседника как бы переводил на себя и обличал, словно свои собственные.
Монастырское начальство, видя причуды Паисия, стало смотреть на него как на душевнобольного и не могло придумать никаких мер к предотвращению его дальнейшего юродства.
12 декабря 1854 года Паисий отпросился в двухмесячный отпуск для свидания с матерью, которая в течение четырнадцати лет, то есть со дня поступления сына в обитель, ни разу не видела его. По возвращении из отпуска Паисий был освобожден от послушания записчика и послан в братскую хлебню. Но 10 ноября 1855 года, в связи с крайним недостатком церковных певцов, был снова переведен на Ближние пещеры и определен на прежнее клиросное послушание.
Там пробыл несколько месяцев, особенному юродству не предавался, втайне занимался усовершенствованием духа, был даже назначен помощником уставщика. Чтобы избежать новых искушений и соблазнов, решил навсегда удалиться от людей. Стал скитаться по городу и киевским монастырям. Только изредка заходил в лавру во время богослужения, и, став около клироса, принимался умышленно бормотать бессвязные слова.
Из кельи отца Паисия выселили и поместили в сторожке. Но блаженный и от этого комфорта наотрез отказался. Вместо этого он нашел себе убежище на чердаке, проводя дни свои во всяком злострадании: летом терпел дневной жар, а зимой – стужу и холод.
Вскоре лаврское начальство начало убеждаться, что все творимое отцом Паисием есть не что иное, как предумышленное юродство, и потому в 1867 году переместило его на послушание в Китаевскую пустынь на кухню. Здесь отец Паисий еще более усугубил свое юродство, совершая втайне великие дела терпения, любви и добра. Приходя в поварню раньше всех, приготовлял дрова и воду, зажигал огонь и помогал поварам в их тяжелой работе, изнурял плоть свою усиленными трудами.
С принятием на себя подвига юродства отец Паисий резко изменил образ жизни. Не признававший приличия, в грязной одежде, с железным посохом, начал скитаться по Киеву, ночуя на улице или в лавре. Питался объедками, зимой переносил морозы, стоя на коленях в снегу. Бывая в церкви, находился в постоянном движении, обличая молящихся, гоняясь за видимыми ему призраками, нарушая богослужение криками и причудливыми телодвижениями. Юродство привлекало к Паисию множество почитателей; для свидания с ним приезжали из отдаленных городов и сел. Прославился чудотворениями и прозорливостью. При общении с людьми любимым занятием святого было грозное обличение.
Блаженный старец предвидел убийство императора Александра II, назначение на Киевскую митрополичью кафедру владыки Иоанникия (Руднева) и многое другое. Он всегда вовремя появлялся там, где нужно было утешить унывающих, примирить ссорящихся, ободрить подвизающихся.
В 1879 году преподобный был помещен в Китаевскую братскую богадельню. Сам будучи немощным, он с великой любовью ухаживал за более немощными страждущими братиями. Блаженный немало послужил и своей больной матери; проводил ее в последний путь, похоронив на монастырском кладбище.
День своей кончины старец предузнал заранее. Чувствуя приближение смерти, ушел в лавру, где был помещен в братскую больницу.
Скончался 17 апреля 1893 года после причащения Святых Христовых Таин.
***
Дорогие братья и сестры, сегодня также совершается память святых:
сщмч. Симеона Ктезифонтского, епископа Персидского, и с ним мчч. Авделая и Анании, пресвитеров, Хусдазата (Усфазана), евнуха, Фусика, Азата, мц. Аскитреи и иных многих (344);
прп. Акакия, епископа Мелитинского (ок. 435);
прп. Зосимы, игумена Соловецкого (1478);
прп. Александра Свирского, игумена (обретение мощей, 1641);
мч. Адриана Коринфского (251);
свт. Агапита I, папы Римского (536);
исп. Михаила Новицкого, пресвитера (1935);
сщмч. Феодора Недосекина, пресвитера (1942).
Всех, кто носит имена святых, прославляемых Церковью сегодня, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства! Будьте Богом хранимы! Многая вам и благая лета! Воистину воскресе Христос!
Иеромонах Димитрий (Самойлов),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 8 мая
День ангела. 8 мая
Церковный календарь 8 мая. Икона Божией Матери Касперовская
Евангелие 8 мая. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства
Читаем Апостол. 8 мая 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!