27 января. Что же сделает хозяин виноградника? – Придет и предаст смерти виноградарей, и отдаст виноградник другим

27 января 2023 г.

Евангелие от Марка, глава 12, стихи 1–12

Мир вам, дорогие братья и сестры! Сегодня, в день отдания праздника Богоявления и в день памяти святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии, за богослужением читается Евангелие от Матфея (Мф. 25, 1–13), посвященное памяти святой, а также рядовое Евангелие от Марка (Мк. 12, 1–12).

12.1. И начал говорить им притчами: некоторый человек насадил виноградник и обнес оградою, и выкопал точило, и построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился.

12.2. И послал в свое время к виноградарям слугу – принять от виноградарей плодов из виноградника.

12.3. Они же, схватив его, били, и отослали ни с чем.

12.4. Опять послал к ним другого слугу; и тому камнями разбили голову и отпустили его с бесчестьем.

12.5. И опять иного послал: и того убили; и многих других то били, то убивали.

12.6. Имея же еще одного сына, любезного ему, напоследок послал и его к ним, говоря: постыдятся сына моего.

12.7. Но виноградари сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство будет наше.

12.8. И, схватив его, убили и выбросили вон из виноградника.

12.9. Что же сделает хозяин виноградника? – Придет и предаст смерти виноградарей, и отдаст виноградник другим.

12.10. Неужели вы не читали сего в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла;

12.11. это от Господа, и есть дивно в очах наших.

12.12. И старались схватить Его, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал притчу; и, оставив Его, отошли.

(Мк. 12, 1–12)

Строки евангельского чтения содержат рассказанную Господом притчу о злых виноградарях. Эта притча была адресована в первую очередь первосвященникам и старейшинам народа.

Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Рассуди же, как велико было Божие попечение о них и как непомерна их беспечность. Он сам сделал все, что надлежало делать земледельцам: обнес оградою, насадил виноградник и все прочее, а им оставил немногое: заботиться о том, что уже есть, и сберегать порученное. Ничто не было забыто, все приготовлено, но и при всем том они ничем не воспользовались, хотя многое и в большей мере получили от Бога».

Образы, описанные в притче, были знакомы для любого иудея того времени. Оградой виноградника обычно служила живая изгородь из терновника, защищающая от зверей, которые могут опустошить и уничтожить виноградник, и от воров.

В каждом винограднике было точило или пресс, состоявший из двух корыт, вырубленных в куске скалы или сделанных из кирпичей: один был расположен чуть выше другого и связан с нижним каналом. Виноград давили в верхнем корыте, и сок стекал в нижнее.

Башня служила для двух целей: во-первых, как наблюдательная, сторожевая вышка для охраны от воров в пору созревания винограда, а также как жилье для работавших в винограднике.

Архиепископ Аверкий (Таушев) поясняет: «Некоторый хозяин, под которым подразумевается Господь Бог, устроил виноградник, под которым нужно понимать Ветхозаветную Церковь. Обнес его оградой, под которой толкователи понимают закон Моисеев и все вообще учреждения, назначенные для того, чтобы предохранить избранный народ Божий Иудеев от влияния язычества… Под “виноградарями” разумеются иудейские народные начальники, по преимуществу первосвященники и члены синедриона… Господь вверил им всю полноту власти над еврейским народом, с тем чтобы они потом представили ему плоды своего управления – показали бы, что они воспитали народ так, как следовало, в духе закона Божия».

Через некоторое время хозяин послал своих слуг, то есть пророков. Но их то били, то убивали (Мк. 12, 5). Именно так поступили с посланниками Божиими начальники иудейского народа. Они управляли народом, не заботясь о его духовном совершенствовании, а преследуя только свою личную корысть и интересы, и потому жестоко избивали пророков Божиих, напоминавших им об их обязанностях. Когда же хозяин виноградника отправил к ним своего сына, то виноградари сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство будет наше (Мк. 12, 7).

Евфимий Зигабен замечает: «Смотри, с какой обстоятельностью предсказывает будущее… Не убили Его как Сына Божия, но убили как Наследника Виноградника, то есть как Царя Израильского. Видя чудеса, которые Он творил, и слыша Его мудрое учение, они чувствовали, что это Тот Царь Израильский, о Котором возвещали пророки, но, побежденные и ослепленные завистью, они это забыли и вознамерились убить Его и таким образом завладеть Его наследством, то есть народом…»

А потому виноградник и был передан другим виноградарям, то есть апостолам и христианским учителям.

Нам же, дорогие братья и сестры, следует помнить, что виноградник Божий – это мы. И как виноградный сад должен приносить обильные плоды, так и от нас Господь ждет жизни, исполненной любви к Нему и стремления приносить добрые плоды христианства, исполняя волю Небесного Отца.

Помогай нам в этом Господь!


 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 19 апреля 2024 г. О телеканале

    Выписывайте и читайте «Православную газету»!

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Священник Алексий Дудин

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    СОЮЗНИКИ_ПАЛЕСТИНА: Вифлеемская икона и акафист Божией Матери. Великий пост

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать