Беседы с батюшкой. Жизнь современного прихода. Священник Серафим Дейнес

27 мая 2022 г.

В студии священник Серафим Дейнес, клирик храма Спаса на Каменке.

Тема сегодняшней передачи – жизнь современного прихода (или современная жизнь прихода). Сегодня мы будем говорить о современной Церкви, о приходе в церкви. Отец Серафим, я очень люблю храм Спаса на Каменке, в котором Вы служите. Он удивительно красивый, но мне еще нравится, что на вашем приходе много молодых людей. Меня всегда это несколько поражало. Потому что я привык, приходя в храм, видеть «белые платочки»: пожилых женщин. Очень редко есть пожилые мужчины. Я не вдаюсь в оценку того, почему такое происходит, но всегда думаю, что, наверное, приходят люди, которые уже размышляют о вечности, и они обращаются к Церкви, даже если у них прежде не было в этом большого опыта. Если мы вспомним период 30–35 лет назад, когда в храм начали приходить, то, наверное, это как раз эти тогда еще молодые женщины…

Когда в храме есть молодые люди, это радует. Более того, это заставляет задуматься, почему молодые люди приходят в храм. Так и возник у меня вопрос к Вам, каким же образом вообще строится жизнь современного прихода. Я даже разверну этот вопрос. Вот в храме есть молодежный клуб, библиотека, воскресная школа для детей и воскресная школа для взрослых, еще есть, например, паломнический центр, и кажется, что на этом заканчивается комплекс приходской жизни, который скорее ближе к какой-то отчетности, чем напрямую к жизни. Поэтому возникает вопрос: насколько современная жизнь влияет на общину? Могут ли прихожане или те люди, которые приходят в церковь, скажем, раз в месяц или даже реже, стать членами общины? Что нужно для этого сделать? Только ли административное или церковное управление в этом помогает? Что нужно сделать для того, чтобы наши храмы наполнились людьми, которые, может, даже никогда не задумывались, что это просто жизненно необходимо?

– То, что Вы перечислили о деятельности прихода, – это часто рекомендуемые направления. Это уже очень много! Просто важно, чтобы все эти направления действительно работали и были живыми. Например, паломнические поездки – это большая возможность для проповеди и для того, чтобы людям, которые пришли в храм, ходят туда с детьми, показать храмы и святые места, что наши предки посещали на протяжении веков.

Паломничество даже не нуждается в каких-то больших усилиях. Чтобы паломнический центр существовал, достаточно просто организовывать поездки и объявлять о том, что состоится поездка в какое-то святое место. На личном опыте скажу, что люди сами записываются в эту поездку, и автобус почти всегда полный, чтобы посетить то или иное святое место.

То же касается воскресных школ и молодежных или любых других клубов. Это должно быть интересно, это должно быть актуально. Наверное, как и в любом другом учебном заведении, многое зависит от того, кто преподает в воскресных школах или молодежных клубах, как их ведут, о чем говорят с молодыми людьми или детьми, чем они вообще занимаются.

Наполнять храмы, привлекать людей в храмы и ко Христу – это, конечно, задача священников. Нам нужно понимать, что не мы приводим людей к Богу, а Христос их приводит через нас. Порой священнику нужно стараться отвечать на те вопросы, с которыми люди уже к нему пришли. Ему ничего не нужно придумывать, а только отвечать на эти вопросы с любовью, как это делали многие святые отцы, на примере которых каждый из нас может для себя вынести какой-то урок.

А самое главное – не являться преградой ко Христу. Потому что мы, священники, тоже часто может стать такой преградой. Иногда получается так, что человек приходит в храм и вместо того чтобы получить внимание, христианскую любовь, к которой он, возможно, бессознательно стремится, он получает нечто другое: массу каких-то замечаний, не всегда приветливое отношение. Если он не получает вот этой любви, к которой стремился, то скорее всего в следующий раз в храм зайдет не скоро.

– У меня все равно часто возникает ощущение, что процветает потребительское отношение к Церкви. Поправьте меня, если я не прав. Пришел человек и купил свечку. Если не состоятельный, купил свечку за 10 рублей. Если богатый, купил свечку за 100 рублей. И всё. Поставил галочку, что был на литургии. Помолился, отстоял всю службу. Отстоял! Все хорошо. Обрадовался и в хорошем настроении ушел. Опять пришел в следующее воскресенье. Так заведено. Что делать в этом случае? Понятно, что христианину в этом случае, наверное, нужно бить в колокола. Но что же в этом случае делать священникам? Они же не могут знать, что человек вот такой теплохладный.

– Есть разные люди. Нельзя всех людей судить по этому шаблону. Этот шаблон отражает, наверное, только малую часть различных образов поведения прихожан, которые есть в Церкви. При решении той или иной проблемы священник на месте, зная человека, наверное, сможет обратить его внимание на неправильное отношение к чему-либо.

В храм приходят разные люди, и они по-разному к этому относятся. Все-таки большинство людей, которые приходят в храм, часто не знают основных идей христианства и православия: о чем говорил Христос, что Он проповедовал. Люди порой приходят для решения каких-то своих проблем, часто земных, но решением этих земных проблем они часто видят не те основные идеи, которые Христос нам давал, а больше обрядовую или ритуальную составляющую.

Если говорить о создании современного прихода, приход состоит из людей, и людей нужно потихонечку собирать. Не сразу. Сразу храм они не наполнят. Их нужно собирать одного за другим, чтобы этот приход состоял из людей, которые все-таки просвещены, если можно так сказать. Таких людей не так много, поэтому работы очень много, чтобы до людей доносить, что же такое христианство, почему мы крестим детей. Для этого проводятся активные огласительные беседы.

Сейчас ребенка просто так уже не крестят по желанию родителей. Это даже просто неправильно! Так раньше уже делали, и что в итоге произошло? Церковь получила множество крещеных атеистов. Они принимают крещение, но смысл в это вкладывают абсолютно другой, не тот, который дал нам Христос. Он дал нам это таинство для того, чтобы мы через него родились снова, для новой жизни, духовной, христианской, для жизни вечной, для воскресения после смерти, а люди это могут воспринимать именно в потребительском контексте, исходя из своих мнений и традиций.

Людей нужно собирать. Это как снежный ком. Сначала человек соберет пятерых. Эти пятеро могут на уровне своих семей, своих близких правильно донести до них христианское учение и с ними уже прийти в храм. Вот уже чуть-чуть побольше христиан. Это кропотливая работа, но главное – подходить к ней усердно и обращать внимание на тех, кто открыт для того, чтобы им рассказать о Евангелии и Христе. И когда люди приходят с проблемой, а проблемы бывают разные, и иногда у людей все очень плохо, вот тут как раз у священника и появляется возможность показать то, что дал нам Христос.

– Вопрос телезрителя из Белгорода: «Почему у первых христиан были общины? Община – это семья. А сейчас остались приходы, в которых многие даже друг друга не знают. Что произошло?»

– Много чего произошло, и мы знаем все эти события, которые разрушили сложившийся исторический общинный порядок приходов.

Все это было разрушено до основания, и ни о каких приходах речи не могло идти после революции, сто лет тому назад. Люди если и ходили в храм, то куда придется. И слава Богу, что они приходили в храм.

Сейчас, конечно, время изменилось, но общины все равно формируются. Они формируются через ведение внебогослужебной деятельности прихода: через проведение различных детских праздников, участие в каких-то мероприятиях прихода, посещение детьми воскресных школ.

Могу сказать, что в храме, который построил протоиерей Евгений Шогенов, община есть. Причем это не маленькая община, человек двести. Они посещают кружки, которые действуют при храме, их дети ходят в воскресную школу, они с радостью отзываются на призывы о помощи, когда мы объявляем, что нужно оказать кому-то помощь или что-то сделать на приходе. Все друг друга знают по именам. Конечно, есть и такие люди, которые приходят время от времени, их сразу запомнить невозможно.

Община – как семья. Ведь литургия – это уже кульминация христианской жизни, а в остальном христианская жизнь состоит из различных дел, из множества разных мероприятий и событий. Всё как в семье. Семья же не только собирается за столом во время трапезы, но в жизни семьи происходят разные события: кто-то ходит в школу, кто-то зарабатывает деньги, кто-то убирает дом. То же самое и на приходе: совместная жизнь.

Один порядочный христианин своими добрыми делами и своим христианским отношением ко всему изначально может преодолеть многие социальные проблемы. А если это целая группа христиан, которые стараются не обманывать, не воровать, не злоупотреблять своими служебными полномочиями, – это уже большое преимущество для общества. Важно, чтобы помимо богослужебной жизни на приходе была и другая жизнь, внебогослужебная.

– Даже вне стен храма.

– Она может быть и на территории храма, и выходить за его пределы. Это и досуг, когда мы устраиваем на территории храма праздники, привлекая разных людей. Например, на территории храма Спаса на Каменке зимой обычно заливают каток, и много людей, не относящихся к Церкви, имеют возможность бесплатно кататься на этом катке и радоваться. Вспоминаю зимние каникулы: с утра до вечера каток был наполнен людьми. Это же великолепно!

– Обратился ли кто-нибудь из тех людей, которые приходили кататься на каток, к Богу? Приходили ли в храм?

– Это сложный вопрос. Такое надо делать, а результат мы увидим спустя время. Надо иметь христианское терпение.

– Мне очень понравилась Ваша мысль по поводу кропотливой работы. Нам же все время хочется рубануть с плеча, как говорится, и сделать так, чтобы все сразу стали глубоко воцерковленными.

Вопрос телезрительницы Елизаветы из Гомеля: «Как исполнился бы наказ Бога ˮплодитесь и размножайтесьˮ, если бы Адам и Ева не впали в грех?»

– Святые отцы по-разному на этот вопрос отвечают. Моя дипломная работа затрагивала эту тему. Во-первых, для Бога это не было бы проблемой, потому что Богу все возможно. Один из святых отцов пишет, что как ангелов множество, так и люди размножились бы, если бы не было грехопадения. Другие святые отцы говорят, что Бог создал людей такими и, возможно, так же и было бы. Все творение Божие благословлено. Лишь только грехопадение человека все извращает, переворачивает с ног на голову, как бы меняет смысл, поэтому у людей отношение к этому становится другое.

Если задуматься, способ размножения, через который все мы в этот мир пришли, есть таинство Божие, через которое Бог дает новую жизнь, в этот мир приходит новый человек. И то, что какой-то человек относится к этому как-то неправильно, – проблема этого человека, и у него есть хорошая мотивация, чтобы изменить свое отношение к этому. Понятно, что это остается тайной Божьего мироздания. Как было бы – мы не знаем. Мы знаем только, что Господь сказал: после воскресения уже никто не будет ни жениться, ни выходить замуж, но все будут пребывать как ангелы в любви друг к другу.

– Я очень благодарен Елизавете за этот вопрос, потому что, честно говоря, никогда не задумывался об этом. И благодарю Вас за то, что Вы так интересно и глубоко ответили.

– Я думал на этот счет, когда писал свою работу. Святых отцов же много, и мнение на этот счет зависит от того, был это монах в пустыне или женатый священник, например; был это святой отец раннего времени или более позднего. Мнения разные. Но об этом невозможно с уверенностью говорить, потому что это тайна Божия.

– Вернемся к нашей теме о жизни современного прихода. Какие вопросы сейчас волнуют прихожан, с которыми Вам приходится общаться? И второй вопрос. Мы говорим о приходе как о семье. Например, когда в семье заболевает или умирает человек – это большое горе. Сейчас люди несут свои беды и тяжести в приход, общину? И каким образом реагирует община?

– У человека, который воцерковлен, одно отношение ко всем событиям, которые происходят в его жизни. Недоумение часто возникает, как правило, у тех, кто говорит, что Бог в душе. Например, проблема больных детей, детской смерти; или у кого-то случился рак и он должен умереть... На все эти проблемы Господь оставил ответы, и христианин эти ответы знает, если читает Священное Писание. Верующий человек понимает, что это дано ему для чего-то. Не за что-то, а для чего-то. Конечно, все эти вопросы страшные, не просто с ними справиться, все мы боимся столкнуться со смертью близких, родных, любимых людей, но мы же знаем, в какой мир мы родились. В мир, который впал в грех. Этот мир лежит во зле, и все без исключения будут болеть и умрут. Но у христианина есть надежда на Бога, целью его является жизнь вечная, из этого у него и складывается отношение ко всему происходящему.

Человек, у которого этих понятий нет, конечно, приходит в недоумение: почему так происходит? что сделал не так?.. Иногда причиной того, что случилось, является собственное поведение, часто грехи. Просто человек часто не дает себе отчета в том, что результатом, к которому он пришел к сорока годам или к концу жизни, является то, что он делал в прошлом. Например, если человек в старости остался совсем один, часто причиной этому является его личное поведение. Конечно, здесь нельзя обобщать, у каждого индивидуальная ситуация. Нужно садиться с этим человеком, разговаривать и просто его слушать. Я так делаю. И из разговора узнаешь, что было в его жизни.

Однажды, когда меня только рукоположили, ко мне на соборование пришла женщина. У нее был рак желудка, она уже не могла есть. Я ее соборовал. Она понимала, что смерть близко. Спустя месяц меня позвали ее причастить. К тому времени она уже изменилась полностью, до неузнаваемости. Я ее исповедовал, и глубина ее исповеди и оценки жизни, которую она прожила, была невообразимой; я еле сдерживал слезы.

Возможно, болезнь была для этой женщины благословением. Потому что здоровый человек никогда не пришел бы к таким выводам, которые сделала она относительно всей своей прожитой жизни. Она признала в исповеди, что многое, что она делала, было просто потерей времени, что так было нельзя, что она ошиблась. Бог так премудро устроил, что перед лицом смерти человек обо всем этом задумывается. И ее исповедь была для меня и моего опыта уникальной. Я не могу сказать, что это была святая женщина, – это только Бог знает, но она излучала любовь, несмотря на то, что умирала.

Если бы человек был бессмертным, тогда зачем нужна вера? Представьте, что было бы с человечеством, если бы люди не умирали. Для чего человек стал смертным? Чтобы был предел греху. Мы знаем, что до Потопа человечество жило очень долго. После Потопа Господь положил предел жизни человека, чтобы зло не распространялось настолько быстро. Сто сорок лет – это предел, больше не надо.

Теперь представьте каких-нибудь известных злодеев, у которых есть возможность жить и проповедовать свое зло двести лет, например, или даже сто. Это уже много! Грех же сидит в человеческом сознании, это менталитет. Люди задаются вопросом, как дети становятся причастными греху. Через сознание, которое им передают родители, через воспитание. Грешный человек всегда воспитает грешника.

В Библии прослеживается один момент, который мы видим, например, при уничтожении Содома и Гоморры: если в обществе есть определенный процент праведников, значит, есть еще надежда на спасение. Хотя бы маленький процент праведников нужен, чтобы они могли повлиять на остальных и компенсировать зло. Если этого процента нет, как правило, общество обречено на погибель. При человечестве, жившем до Потопа, не осталось никого, кроме семьи Ноя, кто мог бы жить праведной жизнью без греха. Ноя и его семьи не хватало, чтобы повлиять на общество людей.

– Вопрос телезрительницы из Севастополя: «Вы сказали о ситуации, когда человек остался один. Может быть, он как-то не так жил, нагрешил. Но ведь если человек верующий, православный христианин, то он не один – Бог с ним. В Евангелии встречаются фразы, когда Господь говорит: «Не бойся, Я с тобой. Почему ты усомнился, маловерный?» Если человек молится, причащается, он знает, что с ним Бог и ему не страшно. А бывает, человек выберет себе пару, чтобы только не быть одиноким, но ничего хорошего из этого не получается. В брак ведь надо вступать, подумав. Нужна золотая середина. Вроде и одному плохо, но, как говорится, лучше быть одному, чем с кем попало».

– Когда я упоминал о проблеме одиночества, я говорил это исходя из того, что мне рассказывают люди. И я говорил не обо всех, а о частном случае, когда из разговора выяснилось, что человек тратил свою жизнь на себя лично, не приносил никогда никакой жертвы. Семья – это ведь определенная жертва. У каждого поступка, действия есть определенные последствия. Если ты совершаешь определенные дела в молодости, очевидно, что будут те или иные последствия в будущем. Вот у того человека, с его слов, отношение к жизни в молодости привело к тому, что он остался абсолютно одиноким. Человеческая природа имеет свойство стареть, терять возможности. Соответственно, мы теряем круг общения, который имели раньше, в молодости.

Но у верующего человека таких проблем нет – у него есть приход, где знакомые, близкие люди, и, если нужна будет помощь, с прихода придут и помогут. Например, мы сейчас пытаемся сделать так (надеюсь, все у нас получится), чтобы молодые люди, подростки с нашего прихода по просьбе пожилых в чем-то им помогали бесплатно. Например, приносили продукты. Но этим надо заниматься, придумывать разные механизмы, чтобы люди не оставались одни.

Телезрительница затронула тему о том, как лучше: быть одному или в браке. Как на этот вопрос ответить? Если женился, у Церкви однозначная позиция – быть вместе до конца, если нет явных причин для развода (предательство, измена, например). Если же ты оставил человека, то для Бога ты скинул свой крест. Тогда зачем ты брал этот крест? Не брал бы тогда. Это безответственное поведение на самом деле. И с детства надо воспитывать в человеке то, что любовь и отношения – это ответственность. У любви есть последствия – рождается новая жизнь, рождаются дети. Когда к этому относятся неправильно, поверхностно, эгоистично, то это приводит к трагедиям (аборты, детские дома).

Поэтому надо с детства воспитывать: если собираешься жениться, то нужно делать это осознанно и жениться на человеке, с которым пронесешь все тяжести, невзгоды, трудности, терпя все недостатки этого человека, когда не будешь роптать. Думать о том, одному тебе быть или с кем-то, надо в самом начале, а не когда уже все сделал и произошли трудности.

Господь дает два пути: быть одному, как апостол Павел (и тогда ты должен вести нравственный образ жизни), либо жить в семье. Господь не просто так создал мужчину и женщину. В браке есть возможность во всех аспектах семейной жизни увидеть Христа и Его отношение к нам. Через жизнь в семье мы все равно чему-то учимся.

Надо воспитывать себя и воспитывать своих детей, чтобы они к этому относились правильно. Тогда ты не выберешь кого попало...

– Слушая Вас, я прихожу к мысли, что, как это ни парадоксально, жизнь прихода всегда современна. Она была современной и сто лет назад, и сейчас такая. Самая кропотливая работа – по собиранию прихода. Получается, приход всегда будет одинаков, потому что болеет одними проблемами: заботой друг о друге, поиском слова Божия...

– Надо с нуля выстраивать все традиции. Например, у нас на приходе 120 детей ходят в воскресную школу, но я не могу похвастаться молодежным клубом. Можно, конечно, бросить все силы на то, чтобы собрать клуб, но, на мой взгляд, нужно не потерять этих детей. Тех, кому сейчас 14 лет, немного, человек тридцать, и через четыре года именно они и будут молодежью. Сейчас для них актуальна информация, которую преподают в воскресной школе, но спустя время она может быть неактуальной и надо будет ее актуализировать под поколение молодых и амбициозных людей.

– Хочу закончить на оптимистичной ноте. Рядом с вашим храмом есть парк. Помню этот парк, когда храма еще не было: там люди собирали не грибы, а пустые бутылки.

– И там было кладбище животных.

– Сейчас это парк, в котором гуляют молодые мамы с колясками.

– Скажу больше, этот парк включили в проект благоустройства на 2023–2024 годы.

– Приход вашего храма во многом – движущая сила.

– И это хорошо, потому что это место должно стать центром притяжения людей.

– Процесс воцерковления идет активно, это видно. И прекрасно, что это так.

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Таисия Зыкова и Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать