Евангелие от Иоанна, глава 1, стихи 35–51
Христос воскресе, дорогие братья и сестры! Сегодня, в среду, за богослужением читается отрывок из Евангелия от Иоанна (Ин. 1, 35–51).
1.35. На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его.
1.36. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий.
1.37. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом.
1.38. Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви, – что значит: учитель, – где живешь?
1.39. Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа.
1.40. Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра.
1.41. Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос;
1.42. и привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты – Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр).
1.43. На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною.
1.44. Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром.
1.45. Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.
1.46. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.
1.47. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.
1.48. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.
1.49. Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.
1.50. Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.
1.51. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.
(Ин. 1, 35–51)
Строки сегодняшнего евангельского чтения повествуют о первых учениках Господа нашего Иисуса Христа.
На другой день после личного свидетельства о пришедшем Мессии Иоанн Креститель вновь стоял на берегу Иордана с двумя своими учениками, а Христос проходил вдоль берега. Иоанн Креститель понимал, что его миссия завершена, а потому побуждал своих учеников присоединиться ко Христу, и, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий (Ин. 1, 36). Основной смысл этих слов Крестителя заключался в том, что Христос есть жертва, приносимая Богом за грехи людей.
И в этих словах Иоанна отразилось замечательное ветхозаветное пророчество Исаии: как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих (Ис. 53, 7).
Повторение свидетельства о Христе произвело на двоих учеников Иоанна настолько сильное впечатление, что они пошли за Спасителем. Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? (Ин. 1, 38).
В ответ Андрей и Иоанн спросили Христа о том, где Он живет, давая понять, что хотят провести с ним больше времени. Христос же сказал им: пойдите и увидите (Ин. 1, 39). Говоря так, Он не просто пригласил Андрея и Иоанна поговорить, но и пойти для обретения истины, которую только Он мог открыть. И в этом приглашении Спасителя можно увидеть символическое значение: Он обещает Своим будущим ученикам духовное просвещение и веру.
Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра (Ин. 1, 40). Второй ученик остается неназванным.
Борис Ильич Гладков отмечает: «Евангелист Иоанн, повествуя о себе, ни разу не назвал себя по имени, а только учеником. Другие же евангелисты, говоря о тех же событиях, называют Иоанном того апостола, которого избегает называть по имени сам автор последнего Евангелия. Это дает нам основание считать, что этим учеником, ставшим потом апостолом и евангелистом, был сам Иоанн. Такое заключение подтверждается еще и следующим соображением: только Иоанн Богослов повествует о призвании Иисусом первых учеников настолько обстоятельно и подробно, как мог говорить лишь бывший очевидцем».
Андрей же, найдя своего брата Симона, сказал ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос (Ин. 1, 41). Симон – сокращенный вариант еврейского имени Симеон (точнее Шимон). Греческое имя Петр является переводом арамейского слова Кифá, означающего «камень, валун, скала».
Говоря о Христе, евангелист Иоанн употребляет еврейское слово «Мессия», давая его греческий перевод «Христос». И то, и другое означает «помазанный Богом».
Когда же Петра привели ко Спасителю, Христос, взглянув на него, увидел не только рыбака-галилеянина, но также и камень – один из первых в величественном здании Церкви, а потому сказал: ты – Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр) (Ин. 1, 42).
На другой день Спаситель пожелал идти в Галилею и призвал следовать за Собой Филиппа, а тот, найдя своего друга Нафанаила, сказал ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета (Ин. 1, 45).
Однако Нафанаил принадлежал к разряду тех людей, которые стараются предварительно убедиться в истинности того, во что им предлагают верить. На слова Филиппа он ответил следующим образом: из Назарета может ли быть что доброе? (Ин. 1, 46). По-видимому, Нафанаил разделял общий со многими иудеями предрассудок, что Христос, как царь с земным величием, придет и явится во славе среди высшего иерусалимского общества.
Кроме того, Галилея пользовалась тогда дурной славой среди иудеев, и Назарет, этот маленький городок, упоминания о котором не было в Ветхом Завете, казалось, никоим образом не мог быть местом рождения обещанного пророками Мессии.
Филипп же был мудрее. Не споря с Нафанаилом, он просто призвал его пойти и посмотреть самому.
Византийский богослов XII века Евфимий Зигабен поясняет: Филипп, зная, что «Нафанаил сведущ в законе и Писаниях пророческих и что он весьма осторожен в этом отношении, как это и Христос засвидетельствовал, и самое дело показало, – отсылает его к Моисею и пророкам, чтобы этим сделать свое свидетельство об Иисусе Христе более достоверным».
Будучи человеком откровенным и искренним, желая исследовать, насколько верно то, о чем рассказал ему друг, Нафанаил тотчас же пошел ко Христу. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, сказал: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства (Ин. 1, 47).
Чтобы окончательно рассеять его сомнения, Господь явил Свое Божественное всеведение, намекнув на одно таинственное обстоятельство, смысл которого не был известен никому, кроме самого Нафанаила: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя (Ин. 1, 48).
Что именно было с Нафанаилом под смоковницей, сокрыто от нас, но по всему видно, что здесь заключена какая-то тайна, о которой мог знать только Бог. И это откровение настолько поразило Нафанаила, что все его сомнения мгновенно рассеялись: он понял, что перед ним не просто человек, а Некто, одаренный Божественным всеведением.
Архиепископ Аверкий (Таушев) поясняет: «Есть предположение, что Нафанаил имел обычай совершать установленную молитву под смоковницей и, вероятно, в тот раз во время молитвы испытал какие-то особенные переживания, которые ярко отложились у него в памяти и о которых не мог знать никто из людей. Вот, вероятнее всего, почему слова Господа сразу пробудили в нем такую горячую веру в Него как в Сына Божия, Которому открыты состояния человеческой души».
Нафанаил уверовал во Иисуса Христа как в Божественного Посланника-Мессию, выразив это словами: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев (Ин. 1, 49). Царь Израилев – мессианский титул, указывающий на происхождение от Давида, которому Богом было обещано, что его потомок будет править Израилем вечно.
Далее Господь предрекает Своим последователям, что духовными очами они увидят Его славу и что через воплощение Сына Божьего, ставшего теперь Сыном Человеческим, исполнилось древнее пророчество о соединении неба с землей таинственной лестницей, которую видел во сне ветхозаветный патриарх Иаков (см. Быт. 28, 11–17).
Строки сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, повествуют о встрече человека и Бога и открывают нам удивительную истину: еще до того момента, как мы узнаем о Христе, Он видит каждого из нас и слышит наши чаяния и надежды.
Спаситель готов открыть каждому человеку истинную картину этого мира: для этого нам необходимо лишь проявить решимость следовать за Христом и быть Его свидетелями в этом мире.
Помогай нам в этом воскресший Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Благая часть. 28 апреля 2024
Прогноз погоды на 29 апреля 2024
Евангелие 28 апреля. Осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!
Читаем Апостол. 28 апреля 2024
Церковный календарь 28 апреля. Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!