21 апреля. И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое

21 апреля 2022 г.

Мир вам, дорогие братья и сестры! Сегодня, в Великий Четверг, Святая Церковь совершает воспоминание Тайной Вечери, предлагая за Божественной литургией собранное из пяти отрывков Евангелий от Матфея, Луки и Иоанна составное евангельское чтение. Оно весьма пространное, а так как время нашей программы ограничено, предлагаю прочитать вместе с вами тот фрагмент, который повествует о самой главной части пасхальной вечери Христовой.

26.26. И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое.

26.27. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все,

26.28. ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов.

26.29. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего.

26.30. И, воспев, пошли на гору Елеонскую.

(Мф. 26, 26–30)

Господь приходит в Иерусалим на последнюю пасху в Своем мессианском служении. В дни праздника город был переполнен паломниками, и многие останавливались в небольших деревнях в округе наподобие Вифании, которые также считались по закону частью Иерусалима.

В Вифании (скорее всего, в доме Марфы и Марии) остановился и Спаситель с учениками. В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху? (Мф. 26, 17).

Святитель Иоанн Златоуст поясняет: «Первым днем опресночным евангелист называет день, предшествовавший празднику опресноков, так как иудеи всегда имели обыкновение считать день с вечера… Этот-то день евангелист Матфей и называет днем, предшествовавшим празднику опресноков, когда говорит о времени, в которое ученики приступили к Иисусу».

Пасху нужно было праздновать в самом Иерусалиме, и поэтому Господь отвечает: пойдите в город к такому-то и скажите ему: Учитель говорит: время Мое близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими. Ученики сделали, как повелел им Иисус, и приготовили пасху (Мф. 26, 18–19).

Праздник пасхи приходился на пятницу, но начинался вечером в четверг (примерно около 18 часов по современному времени). Подготовка же к празднику затевалась с утра четверга. После пробуждения вся семья и гости, если они пребывали в доме, совершали ритуал поисков, во время которого выбрасывали все крошки квасного хлеба, все дрожжи и закваску.

Под словами евангелиста приготовили пасху (Мф. 26, 19) и имеется в виду этот обряд очищения дома от любой закваски и дрожжевого хлеба вместе с приготовлением главной части трапезы – пасхального агнца.

Как говорит архимандрит Ианнуарий (Ивлиев): «Пасхой у иудеев был не только праздник, но и принесенный в жертву во дворе Иерусалимского храма пасхальный ягненок, которого следовало зажарить и съесть за пасхальной трапезой. Это делалось в воспоминание о радостном исходе на свободу из египетского рабства, но также и в воспоминание о той жертве, благодаря которой исход стал возможным».

Пасхального агнца вкушали вместе с салатом из горьких трав, соленой водой, смесью из протертых орехов и фруктов, а также пресным хлебом и вином. Именно за таким столом, когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое (Мф, 26, 26).

Господь выступает на Тайной Вечере как глава семьи или общины. Обычно председатель во время трапезы произносил молитвословия, преломлял хлеб и преподавал возлежащим вино. Все действия всегда сопровождались благословением Бога, но эта трапеза стала необычной. Христос, преломляя пресный хлеб и подавая его Своим ученикам, говорит: приимите, ядите: сие есть Тело Мое (Мф, 26, 26).

Рассуждая об этих словах Спасителя, святой праведный Иоанн Кронштадтский, писал: «Только Творец, изволивший принять на Себя нашу плоть, мог так сказать: в них видна несказанная любовь и самое сильное желание блаженной жизни тлеющему и бедствующему от греха человечеству, желание принять их в Свое единение, сделать причастниками Своего Божественного естества. Человек! Пойми, как высоки эти слова!»

Слово «тело» по-гречески звучит как σῶμά [сома́], что означает человека во всей его цельности. Таким образом, Христос дарует в этом благословенном хлебе Своим ученикам Самого Себя всецело.

Во время пасхальной трапезы поднималось четыре чаши вина, имевшие свои названия. Евангелист Матфей упоминает лишь одну из поднятых чаш – ту, о которой апостол Павел в Первом послании к Коринфянам уточнит, что это была «Чаша благодарения», то есть третья из четырех: И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф, 26, 27).

Блаженный Феофилакт замечает, что Господь во время Тайной Вечери «не сказал (преломляя хлеб): "Приимите, ядите все", а здесь (подавая чашу) сказал: "Пейте из нее все". Одни говорят, что Христос сказал это ради Иуды, так как Иуда, взяв хлеб, не ел его, а скрыл, чтоб показать иудеям, что Иисус называет хлеб Своею плотью; чашу же и нехотя пил, не будучи в состоянии скрыть это. Поэтому будто бы и сказал Господь: "Пейте все". Другие толкуют это в переносном смысле, а именно: так как твердую пищу можно принимать не всем, а тем только, кто имеет совершенный возраст, пить же можно всем, то по этой причине и сказал здесь: "Пейте все", ибо простейшие догматы свойственно всем принимать».

Сегодня, в день воспоминания Тайной Вечери нашего Спасителя, Святая Церковь вновь напоминает нам о той живой необходимости участия в Святой Евхаристии, в таинстве Причащения, начало которой положил Сам Сын Божий перед Своими спасительными страданиями.

Святой праведный Алексий (Мечев) наставлял: «Причащайтесь чаще и не говорите, что недостойны. Если ты так будешь говорить, то никогда не будешь причащаться, потому что никогда не будешь достоин. Вы думаете, что на земле есть хотя бы один человек, достойный причащения Святых Таин? Никто этого не достоин, а если мы все-таки причащаемся, то лишь по особому милосердию Божию. Не мы созданы для причастия, а причастие для нас. Именно мы, грешные, недостойные, слабые, более чем кто-либо нуждаемся в этом спасительном источнике».

Господь предает всего Себя всецело ради спасения каждого человека, ценой Своей жизни выкупает нас из рабства вечной смерти, даруя нам величайшее сокровище – Пречистое Тело и Кровь Свои как реальное единение с Собой, таинственное и неподвластное человеческому уму соединение человека с Богом – обожение, через которое мы, дорогие братья и сестры, и обретаем подобие нашему Творцу.

Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать