Беседы с батюшкой. Привычка ко греху. Противостояние Духу Святому. Протоиерей Вадим Буренин

16 июня 2022 г.

На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Вадим Буренин, настоятель храма в честь Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове в Санкт-Петербурге.

– Тема сегодняшней передачи: «Привычка ко греху. Противостояние Духу Святому». Я недавно слушал Вашу проповедь. Вы говорили об этом противостоянии и о том, что Дух Святой – это богатство, которое мы имеем, но мы часто не понимаем того, что с нами происходит, если Дух Святой нисходит на нас. Меня Ваша проповедь потрясла. В сегодняшней нашей жизни мы не очень представляем себе, что же такое Дух Святой.

– Для каждого православного христианина жизнь в Боге – это жизнь по Его заповедям. Когда человек исполняет заповеди, он со Христом. Он не просто со Христом, а именно в лоне той Церкви, Главой которой является Христос, той Церкви, которая животворится Духом Святым. Каждый такой член Церкви – это человек, в котором пребывает благодать Божия, являющаяся силой, помогающей человеку в исполнении заповедей. Прежде всего, в любви к самому Богу и ближним своим.

Любовь не может существовать сама по себе, ее нужно постоянно возгревать, так как человек на земле – это не какой-то компьютер, в который заложили информацию: благодать Божия поступила один раз – и этого достаточно. Нет, этого недостаточно. Даже любой компьютер, отключенный от питания, не будет работать. Кроме всего прочего, бывают проблемы: компьютер ломается, вода на него попадает, он может запылиться. Все, что связано с нами – людьми, является важным в перспективе вечности, потому что мы должны готовить себя именно к вечности. Но для этого нужно постоянно над собой работать. Это тяжелый труд. Но не труд ради труда, не формальный, а тот труд, который предполагает, что человек хочет быть со Христом. Ему важно быть со Христом. А со Христом человек может быть только тогда, когда он исполняет Божественные заповеди, когда пребывает в любви к Богу и ближним своим.

Было много примеров, да и на сегодняшний день есть немало примеров людей, которые чисто формально называют себя христианами. На словах они вроде как христиане; может быть, они даже какие-то ритуалы исполняют, для них это не таинства, а какие-то ритуальные действия. Например, вспомним Владимира Ильича Ленина, он говорил, что те члены, что входят в его группу, должны обязательно соблюдать требования, которые принято соблюдать в Российской империи. В отношении православия в том числе. И он сам венчался. Но для него это все было формально, просто ритуал. На словах он говорил, что христианин и формально исполняет то, что от него требуется исполнить, но ко Христу он не имел никакого отношения, он не жил со Христом. Все его деяния свидетельствуют совершенно об обратном.

И на сегодняшний день мы наблюдаем много людей, которые бьют себя в грудь, говоря, что они христиане, но христианами они не являются, потому что так сложились обстоятельства, что они приходят в Церковь. Кто-то чаще, кто-то реже, могут даже принять участие в каких-то церковных мероприятиях, но это чисто формально. Такие люди волею обстоятельств совершают то, что принято совершать, а на самом деле живут совершенно другой жизнью. Зачастую это может быть жизнь даже греховная. И немало примеров, когда у нас в 1990-е годы некоторые позволяли себе грабить, убивать, при этом приходить в церковь и говорить, что они православные христиане, что пришли поставить свечу, чтобы крестик был освященный (и показывали большой золотой крест).

В моей практике, к сожалению, были такие случаи, и я проводил обязательную катехизаторскую беседу. Я освящал крест, но при этом мы очень долго беседовали. Если человек пришел в церковь – священнослужитель должен с ним обязательно пообщаться. Если он действительно пастырь Церкви, то должен помочь человеку обрести Христа. Такой священнослужитель может помочь человеку начать воцерковление. Это сложно, требует времени, определенных знаний, подготовки со стороны священнослужителя. Здесь, конечно, предъявляются к священнослужителю определенные требования. Священник должен обладать реальными знаниями, чтобы провести духовную беседу и в то же время должен быть настолько молитвенником, чтобы силой молитвы помочь человеку увидеть жизнь Церкви. Тот же самый крест (большой или маленький) можно освятить на глазах у этого человека. И, проведя духовную беседу, растолковать человеку важность того, что совершается в Церкви.

Для современных священнослужителей на сегодняшний день в этом плане поле непаханое и у нас в стране, и за ее пределами, потому что немало тех людей, которые нуждаются в духовном окормлении. Многие просят о таком духовном окормлении. Недаром мы наблюдаем, как священнослужители нашей Русской Православной Церкви несут подвиг пастырского служения совершенно в разных уголках, в том числе уже в Африке.

На сегодняшний день пастырское слово и настоящая жизнь во Христе очень важны и необходимы. Жизнь и у пастырей бывает такая, что нуждается в определенных комментариях. Мы можем вспомнить, что в одно время в Петербурге, более ста лет тому назад, когда была Октябрьская революция, служил батюшка Иоанн Кронштадтский. Он трудился во славу Божию, и другой, Гапон, тоже старался показать, что трудится практически так же, как батюшка Иоанн. Но это было совершенно другое служение, которое привело к чудовищным последствиям. Нужно каждый раз зреть в корень и видеть, куда тот или иной пастырь Церкви призывает своих духовных чад. Проповедь, которую совершал отец Иоанн, и его дела свидетельствуют о том, что вокруг появились и дома трудолюбия, и новые монастыри, и новые храмы, где-то возрождалась духовная жизнь. По плодам их узнаете их. Эти дела постоянно свидетельствовали о том, что отец Иоанн – настоящий пастырь Церкви. С другой стороны, мы видим, как тот же самый Гапон привел людей в такое состояние, что они пребывали не в любви, а в унынии, злобе, они не ощущали той радости, которую ощущал батюшка Иоанн Кронштадтский, а также люди, которые с ним общались. Было все противоположное: злоба, ненависть, желание совершать деяния, которые совершенно неприемлемы для тех людей, что живут по заповедям Божиим.

Мы вспоминаем преподобного Серафима Саровского, равноапостольного Николая Японского, многих-многих других служителей Церкви, которые своей жизнью показывали не какую-то иллюзорность, формальность пребывания в Церкви, а живую и действенную веру. Очень много людей, имена которых мы не знаем, жили совершенно праведной жизнью. Их поступки были ответственными, и эта внутренняя ответственность способствовала тому, чтобы они делали дела во славу Божию. Они делали это грамотно и профессионально.

– Вопрос телезрителя: «Надо ли православному христианину больше заботиться о своем здоровье или лучше стараться жить духовно и уповать на волю Божию?»  

– Здоровье бывает душевное и телесное. И тут должна быть гармония. Некоторые люди говорят, что хотят быть просто здоровыми, то есть иметь удовлетворительное физическое состояние. Многие совершенно не заботятся ни о душевном здоровье, ни о гармонии.

Божий Дух прежде всего воздействует на душу человека. И уже она воздействует на тело. А если тело начинает командовать душой, то для Духа Божия уже нет места, и душа подчиняется тем или иным страстям. У людей есть привычки. Например, говорят: «Если я утром не выпью чашечку кофе, не чувствую себя человеком». Как можно говорить такие слова? Такой человек не отдает себе отчета в том, что его жизнь должна быть жизнью с Богом.

Давайте вспомним распорядок дня батюшки Иоанна Кронштадтского. Он вставал с раннего утра, умывался и потом примерно полчаса молился. Эти полчаса были погружением в общение с Богом, он был с Ним в это время. Когда люди любят друг друга, в моменты общения им никто посторонний не нужен. Так и здесь. Когда идет наше внутреннее общение с Богом, мы должны себя полностью посвятить этому. Наше общение – это молитва.

После этого батюшка Иоанн шел в храм. Это было около шести часов утра. Значительную часть своего служения он был штатным священником, кроме него были еще священнослужители. Если он не служил литургию, то становился на клирос, читал Апостол, молитвы, пел. Его голос всегда был четкий, твердый, с возрастом не стал дребезжащим, старческим. Вся его речь была духовно пламенной. Люди, которые слышали, как он молится и пел, ощущали единство с ним в своем обращении к Господу, в своем славословии Бога. После этого ему предстояло совершить 10–15 визитов, потом поехать преподавать, дать несколько уроков, после этого отслужить 10–15 молебнов. Для меня как священнослужителя этого хватит на весь день. А у него еще была традиционная поездка в Петербург, где еще было около 10–15 визитов. Плюс около двух сотен писем, которые тоже нужно разобрать. И несмотря на то, что был секретарь, он принимал непосредственное участие в чтении писем и в ответе на них. Вот такой распорядок дня. При этом еще и дома бывали неурядицы. Иногда и такие, что отцу Иоанну приходилось выходить из дома и ночью гулять по Кронштадту.

– Кронштадт был городом, куда ссылали определенных людей. Там было все непросто.

– Да, туда ссылали нищих людей, например, кто не мог отдать кредиты. И именно им отец Иоанн помогал на постоянной основе. Он построил дом трудолюбия, потому что хотел, чтобы эти люди не мучились от безделья, а работали. Он способствовал улучшению жизни в Кронштадте. Он спал три-четыре часа в сутки. Мог спать и в пути: на пароходике, в карете, поезде. Не было такого, чтобы он спал столько, сколько нам сейчас нужно, чтобы выспаться. Такой распорядок изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год на постоянной основе. Все пятьдесят три года его священнического служения.

Это была настоящая жизнь с Богом. И люди видели, что это действительно настоящий пастырь Церкви. Они видели его заботу и любовь. Причем это была любовь, которая подкреплялась не только словом и молитвой, но и определенной материальной помощью. Он помогал не только в Кронштадте, но и за его пределами. Например, благодаря его участию был построен дом трудолюбия в городе Орле. Казалось бы, где Кронштадт, а где Орел. Но он выделил большую сумму денег на этот дом.

Он проявлял во всем активное и деятельное участие. Так и мы должны активно жить и противодействовать тем или иным греховным проявлениям. Как дерево с каждым годом разрастается, корни углубляются и с годами выкорчевать его значительно сложнее, так и человек: если он потворствует тому или иному греху и это превращается в страсть, то выкорчевывать ее значительно труднее. Это очень сложно потому, что человек уже привык и живет в таком состоянии.

Самое страшное, что многие не ощущают того, что в этом нужно каяться. Иоанн Креститель, небесный покровитель храма, в котором я служу, обращался к людям: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Приближение к Богу возможно только через покаяние. Мы должны об этом помнить. Когда мы совершаем тот или иной грех, то нужно обязательно раскаяться в нем и попросить у Бога помощи, чтобы Он помог не повторять этот грех в дальнейшем. Некоторые люди говорят: «Я каюсь в одном и том же каждый раз. Не хочу больше ходить на исповедь. Я каюсь, а ничего не меняется». Мы начинаем разбираться, что было сделано для того, чтобы жизнь преобразилась, ударил ли сам человек хоть палец о палец. Он попросил у Бога прощения и помощи. А что дальше он делал для того, чтобы противостоять этому греху?

Когда человек просит помощи у Бога, он ее получает. Много раз были такие случаи, когда человек приходил за помощью, например, хотел бросить курить, мы вместе молились – и у него получалось. Кто-то с первого раза бросал, хотя до этого курил лет двадцать. Один дальнобойщик рассказывал, что он одновременно курил сразу три папиросы. И тем не менее с Божьей помощью нашел в себе силы и бросил это. Кто-то приходит спустя время, говорит, что не сдержался, сил не хватило. Тогда мы снова молимся и просим у Бога помощи. Можно и второй, и третий раз. И в конце концов наступает момент, когда человек больше не подвергается этой привычке, этой страсти. И здесь мы чувствуем соработничество: Господь дает человеку благодать, силу, энергию противодействия греху, а со стороны человека есть твердость и желание больше не грешить. Какая вера будет у человека, такая будет и благодатная сила. Чем сильнее вера, тем сильнее Божья благодать действует в человеке.       

– Вопрос телезрителя: «Конечно, привычка ко греху – плохо. А как быть с привычкой к вере, когда все становится обыденным, повседневным?»

– Я христианин, и я верю. Моя вера заключается в точном знании: Господь – наш истинный Бог, Священное Писание – истина. Эту истину я наблюдаю каждый день в лоне Церкви. Вся история христианства подтверждает, что люди, которые выбрали жизнь с Богом, свою веру в себе постоянно укрепляли. Опытным образом они чувствовали, что Господь с ними, Он их любит, поэтому не могли предать Христа, отойти от Него.  

Без греха один Господь наш Иисус Христос. Даже святой Божий угодник совершал какие-то прегрешения, но всегда в этом каялся. В житиях святых неоднократно говорится, что святые в своей жизни противостояли греху: падали, но вставали и шли дальше с благодатной Божьей силой. Когда Господь видит твердость человека, его готовность жить во славу Божью, идти в Царство Небесное, Он всегда помогает.

Никакой усталости от веры не может быть. Какая усталость от веры была у отца Иоанна Кронштадтского? Не было никакой усталости! Была немощь человеческого естества. Но Божья благодать дает человеку возможность превозмогать эту физическую немощь. Апостолы почувствовали определенное воодушевление, когда на них сошел Святой Дух. И священнослужители, когда совершают таинства, чувствуют это воодушевление. Божья благодать поддерживает священнослужителя даже в слабом и немощном состоянии, чтобы тот мог совершать то, что должен.

В моей пастырской практике были такие случаи, когда тяжело больной священнослужитель продолжал служить литургию. Помню, у одного батюшки был микроинфаркт, но он даже не подал виду и довел службу до конца. У другого пастыря было предынсультное состояние, но тоже службу довел до конца. То есть Божья благодать действует так, чтобы служитель Церкви обязательно совершил то таинство, которое он совершает. Это свидетельство того, что Божья благодать побеждает человеческую немощь; священник испытывает чувство подлинной радости, и эта радость помогает совершать священнодействия.

– Часто люди приходят в храм не из желания помолиться, воздать благодарение Господу, а по привычке. Преподобный Сергий Радонежский говорил, что человек без Духа Святого похож на головешку. Дерево еще есть, оно еще не стало углем или пеплом; и если положить головешку в огонь – она загорится. Но если она холодная и в ней нет огня – это простая головешка. Дух Святой входит в каждого человека. Ведь мы не нальем в грязную кружку молоко, мы сначала вымоем ее. А если человек грязный, то в него входит Дух Святой? Или сначала нужно сделать что-то самому? Самому ополоснуть кружку, например. Дух Святой дается нам при крещении, Он с нами все время, Он заботится о нас; а мы живем во грехе и не задумываемся о том, что в нас живет Дух Святой. Чтобы принять Дух Святой, нужно сначала себя очистить от чего-то или Дух Святой есть в каждом человеке всегда?

– Мы знаем из Священного Писания, что Господь посылает дождь на праведных и неправедных. Благодать Божья действует на каждого человека, Господь любит всех, потому что каждый человек является чадом Божьим, Его творением, и Господь не хочет, чтобы кто-то погиб. Но благодать Божья действует прежде всего на человеческое сердце. Если там загорелась искорка и человек почувствовал, что ему нужно очиститься, значит, он осознал, что ему нужна помощь. Это очень важно – осознать, что себе самому нужно помочь. И если человек прибегает к Божьей помощи через людей, то Господь помогает ему.

И наоборот: Господь приходит к человеку и говорит, что готов ему помочь, а человек отвечает: «Нет, мне не нужна никакая помощь, мне и так хорошо пребывать в моем состоянии, не трогайте меня, ничего я не хочу». То есть человек не хочет прикладывать никаких усилий и брать на себя ответственность за свою жизнь. Ему нравится безответственность, потому что так легче, проще. Если жить по заповедям Божиим, да еще в любви к Богу и своим ближним – нужно совершать соответствующие дела, нужно трудиться. Каждый день становится трудовым днем; и не так важно, кто ты: священнослужитель, инженер, космонавт, уборщица. У тебя трудовой день, ты должен трудиться. Здесь важным является внутренний настрой, искра, которая появилась в человеке. Она может помочь, но человек может сам и затушить эту искорку.

– То есть человек может противостоять Духу Святому?

– Может противостоять и совершать реальные дела зла; причем совершать осознанно. Вспомним мученика Киприана, который осознанно принял на себя жизнь без Бога. Вначале он жил без Бога, был настоящим богоборцем. Но почувствовал Божью силу и понял, что ему нужно приложить усилия, чтобы духовно преобразиться, и он преображается. Таких христиан было много, которые заблуждались, но, увидев Божью силу, изменились.  Сейчас мы можем слышать такие рассуждения: человек раньше был коммунистом, а теперь в храм ходит, молится, жизнь стал другую вести.

– Что он лицемер…

– Фарисей, лицемер и так далее. У людей появляется не радость от того, что человек духовно преображается, а такие чувства, которых не должно быть. Этим людям надо самим над собой работать и во всем каяться. Тем более что они совсем не знают, как живет этот человек, почему он именно так поступает. Для них это является соблазном. Враг рода человеческого постоянно пытается лишить нас мира и покоя, радости общения с Богом и с ближними своими. Нам надо это противостояние устранять. Но как? Устранять деятельным образом, который дается нам тогда, когда мы просим помощи у Бога, когда имеем соответствующий настрой. Тогда мы противостоим греховным намерениям, устремлениям.

Наша жизнь достаточно сложна, потому что мы каждый раз делаем выбор. Сложность выбора для нас очевидна. Если человек привык жить во грехе, то он воспринимает такую жизнь вполне естественно, несмотря на то, что совесть его упрекает. «Все грешат, и я тоже грешу; у нас общество такое, а я ничем не отличаюсь от него; кто-то берет взятки, и я буду брать». А еще так говорят: «Все берут, а ты не будешь? Значит, ты не наш человек. Мы на это место поставим того, кто будет поступать так, как у нас принято». Многие думают: если так принято, так и надо жить дальше.

Важно, чтобы у человека было внутреннее понимание: нужно действенное противостояние греху, нужно поступать так, чтобы жизнь была по заповедям Божьим. Сложно? Конечно! Но возможно это преодолеть? Возможно. Были и есть люди, которые жили и живут так, что их слова не расходятся с делами. Они живут как настоящие христиане. Противостояние греху можно наблюдать и в повседневной нашей жизни. Некоторые люди даже прикладывают определенные усилия для того, чтобы грех был совершен, ищут возможность, чтобы греховное дело как-то устроилось. Важно, чтобы мы не давали возможность совершаться тем или иным грехам вокруг нас; наше поведение должно способствовать тому, чтобы у людей даже мысли не рождалось, что при нашем участии может произойти какой-то грех. Важно, чтобы мы были тверды в своей вере и в жизни со Христом.  

– Это очень хорошая мысль: не позволять греху не только быть в себе, но и рядом с собой. Мы говорим о противостоянии, и я вспомнил фильм «Противостояние», который начался со страшного предательства. Это предательство укрепило человека в этом грехе так, что другим людям пришлось приложить невероятные усилия, чтобы такой грех больше никогда не совершался. Благословите наших телезрителей! 

– Божьего благословения всем нам! Храни всех Господь! Не забывайте помогать телеканалу «Союз». Каждая ваша лепта, каждая копеечка будет принята с большой благодарностью!      

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Наталья Мухлынина и Ирина Обухова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает священник Илия Макаров, председатель Совета по культуре Санкт-Петербургской епархии, исполнительный директор Епархиальных курсов религиозного образования и катехизации. Тема беседы: «Христианин и медиамир».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать