Евангелие от Луки, глава 5, стихи 33–39
Мир вам, дорогие братья и сестры! Сегодня, в среду, за богослужением читается Евангелие от Луки (Лк. 5, 33–39).
5.33. Они же сказали Ему: почему ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят, также и фарисейские, а Твои едят и пьют?
5.34. Он сказал им: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених?
5.35. Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни.
5.36. При сем сказал им притчу: никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерет, и к старой не подойдет заплата от новой.
5.37. И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут;
5.38. но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то и другое.
5.39. И никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше.
(Лк. 5, 33–39)
Пост являлся одним из столпов религиозной жизни иудеев. А потому фарисеи, приводя в пример своих учеников и учеников Иоанна Крестителя, спросили Христа: почему ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят, также и фарисейские, а Твои едят и пьют? (Лк. 5, 33). На что Господь отвечает: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених? (Лк. 5, 34).
Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев), замечает: «Поскольку ученики Иисуса тоже много молились, как и их Учитель, далее речь идет только о посте... Ответ Иисуса различает между "сейчас" и "потом". Его ученикам, как "сынам чертога брачного", то есть гостям на свадебном пире, сейчас не надо поститься. Но вот "когда отнимется у них жених", то есть после креста и воскресения, "тогда они и будут поститься"».
Христос привел образы иудейской свадьбы, указывая фарисеям на известное им постановление раввинов, которое гласило, что все присутствующие на брачном пире освобождаются от соблюдения тех религиозных правил, которые уменьшают радость и веселье. Никакие посты в течение свадебной недели, конечно, не допускались, они были бы бессмысленными. Ведь пост – знак печали и траура. А какой же траур на празднике жизни новобрачных и их гостей, которые и назывались «сынами чертога брачного»?
Желая показать, что Он не налагает бремени поста на учеников, еще не укрепившихся в вере, Христос приводит две похожие по содержанию короткие притчи. Первая указывает на то, что никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерет, и к старой не подойдет заплата от новой (Лк. 5, 36).
Эту притчу мы встречаем и в Евангелии от Матфея, но она имеет немного другое содержание. Там говорится просто о заплатке на старую одежду, здесь же евангелист Лука сознательно доводит эту ситуацию до абсурда: ведь ни один человек в здравом уме не станет отрезать лоскут от новой одежды, чтобы залатать старую!
И второй пример: никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут; но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то и другое (Лк. 5, 37–38). Этими словами Христос как бы говорит фарисеям, что старый век прошел, старые религиозные формы уже не вмещают нового содержания. И чтобы им принять молодое вино Евангелия Нового Завета, им необходимо обновиться – поверить в Иисуса Христа и сделаться Его учениками.
Святитель Иоанн Златоуст поясняет: «Говоря о настоящем, Христос вместе предвещает и будущее, – именно то, что ученики Его впоследствии обновятся; но доколе этого не будет, дотоле не должно возлагать на них никаких строгих и тяжких заповедей. Кто прежде надлежащего времени, говорит Христос, предлагает людям высокое учение, тот и в свое время уже не найдет их способными следовать ему. Это зависит не от вина и не от мехов, в которые оно вливается, но от неблаговременной поспешности вливающих». Этими словами Спаситель также наставляет и Своих учеников, дабы они обращались с великой кротостью с теми уверовавшими во Христа людьми, которых позже они примут в число уже своих учеников.
Господь научает нас, дорогие братья и сестры, тому, что вся жизнь христианина основывается на личных отношениях с Ним. Ведь только от живого присутствия Жениха зависит, будут ли поститься «сыны чертога брачного», потому как именно в Нем мы и живем. Разумеется, без внешнего не может быть внутреннего, но лишь наша любовь ко Спасителю определяет меру внешних подвигов и способность радоваться истинной радостью. Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Читаем Апостол. 11 мая 2024
Этот день в истории. 11 мая
День ангела. 11 мая
Церковный календарь 11 мая. Мученики Саторний, Иакисхол, Фавстиан, Ианнуарий, Марсалий, Евфрасий, Маммий и иные
Евангелие 11 мая. Иоанн сказал в ответ: не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!