Евангелие от Луки, глава 5, стихи 12–16
Мир вам, дорогие братья и сестры! Сегодня, во вторник, за богослужением читается Евангелие от Луки (Лк. 5, 12–16).
5.12. Когда Иисус был в одном городе, пришел человек весь в проказе и, увидев Иисуса, пал ниц, умоляя Его и говоря: Господи! если хочешь, можешь меня очистить.
5.13. Он простер руку, прикоснулся к нему и сказал: хочу, очистись. И тотчас проказа сошла с него.
5.14. И Он повелел ему никому не сказывать, а пойти показаться священнику и принести жертву за очищение свое, как повелел Моисей, во свидетельство им.
5.15. Но тем более распространялась молва о Нем, и великое множество народа стекалось к Нему слушать и врачеваться у Него от болезней своих.
5.16. Но Он уходил в пустынные места и молился.
(Лк. 5, 12–16)
Евангелист Лука вновь погружает нас с вами, дорогие братья и сестры, в событие чудесных деяний нашего Спасителя. На этот раз – исцеления прокаженного человека: когда Иисус был в одном городе, пришел человек весь в проказе (Лк. 5, 12).
Как замечает архимандрит Ианнуарий (Ивлиев): «Буквальный перевод [данного отрывка] несколько более эмоциональный: "И случилось Ему быть в одном из городов (Иудеи), и смотри! – некий человек, полный проказы". Это "смотри!", пропущенное в Синодальном переводе, вообще очень важное в Новом Завете слово. Оно обычно переводится как "се" или "вот". Но в греческом тексте это – "смотри!". И всегда сигнализирует нечто экстраординарное: Божественное откровение или особенное чудо».
В чем же была особенность данного чуда? В древности проказа была самой тяжелой болезнью. Как только устанавливали, что человек заболел проказой, его окончательно изгоняли из человеческого общества. Книга Левит дает такое установление: Во все дни, доколе на нем язва, он должен быть нечист, нечист он; он должен жить отдельно, вне стана жилище его (Лев. 13, 46)
К тому же проказа усугублялась тем, что, по словам древнего историка Иосифа Флавия, с прокаженными обращались так, «как будто они были уже совсем мертвыми». А потому исцеление от проказы приравнивалось к воскрешению мертвого.
В Синодальном тексте мы читаем: пришел человек весь в проказе (Лк. 5, 12), и это не совсем точный перевод. В греческом тексте стоит слово πλήρης (плирис), которое переводится как «полный», то есть: «Пришел человек, полный проказы». Евангелист Лука специально подбирает это слово, которое должно было на контрасте подчеркнуть две противоположности: прокаженного, полного проказы, иными словами – полного нечистоты, нечистого духа, и Иисуса Христа – полного благодати Духа Святого.
Книга Левит предписывала прокаженным ходить в рваной одежде и, увидев издали людей, кричать: Нечист! Нечист! (Лев. 13, 45), предупреждая тем самым, что к ним нельзя даже приближаться, а не то что говорить с ними или тем более прикасаться к ним.
Но в описанной Лукой истории мы становимся свидетелями чего-то необычного. Не только прокаженный, пренебрегая законом, приближается к Спасителю, но и Сам Христос, пренебрегая законом, прикасается к неприкасаемому нечистому человеку.
Архиепископ Аверкий (Таушев) указывает: «Исцеляя, Господь коснулся его, показывая этим, что Он не связан законом, запрещающим прикосновение к прокаженному, что для Чистого нет ничего нечистого, и выражая этим жестом чувство глубокого сострадания несчастному. Сказанное Им: Хощу, очистися! указывает на Его Божественную власть».
Удивительно и обращение прокаженного ко Христу: Господи! если хочешь, можешь меня очистить (Лк. 5, 12). Данные слова являются дословным переводом с греческого языка, которые можно понимать так: «Господи! Ты ведь можешь меня очистить, стоит Тебе только захотеть». В этих словах мы видим, что прокаженный человек не только исповедует Иисуса Христа Господом, но и признает Его власть делать все, что Он захочет. И Господь исцеляет прокаженного через прикосновение с повелением: никому не сказывать, а пойти показаться священнику и принести жертву за очищение свое, как повелел Моисей, во свидетельство им (Лк. 5, 14).
Александр Павлович Лопухин, пишет: «Исцеленный должен был пойти показаться священникам и принести установленный дар, чтобы получить формальное свидетельство о своем очищении».
В Священном Писании исцеления от проказы встречаются крайне редко, точнее – в Ветхом Завете приведено их только два. Поэтому обряд освидетельствования священником исцеленного от проказы если и совершался, то крайне редко, а потому более распространялась молва о Нем, и великое множество народа стекалось к Нему слушать и врачеваться у Него от болезней своих (Лк. 5, 15).
Сегодняшнее евангельское чтение, дорогие братья и сестры, вновь научает нас даже в самых трудных жизненных ситуациях не отчаиваться, но с доверием к Богу и со смиренным сердцем просить чудесного участия Его в нашей жизни. Ведь чудо не может совершиться само по себе, оно есть соединение усилия воли человека, преисполненного веры, с беспредельной благодатью Божьей.
Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 21 мая 2024 года
КАЛИКИ ПЕРЕХОЖИЕ: журналист Ирина Ахундова, участница крестного хода СВЯТАЯ РУСЬ
Читаем Добротолюбие. «Мудрость в деле вопрошания». Священник Константин Корепанов
Льюис. Аскетические перевертыши. Часть 40. Священник Константин Корепанов
Чистый образ. Депутат Законодательного Собрания Калужской области Сослан Токаев и министр внутренней политики Калужской области Олег Калугин
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!