Евангелие от Иоанна, глава 4, стихи 46–54
Христос воскресе, дорогие братья и сестры! Сегодня, в понедельник, за богослужением читается Евангелие от Иоанна (Ин. 4, 46–54).
4.46. В Капернауме был некоторый царедворец, у которого сын был болен.
4.47. Он, услышав, что Иисус пришел из Иудеи в Галилею, пришел к Нему и просил Его прийти и исцелить сына его, который был при смерти.
4.48. Иисус сказал ему: вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес.
4.49. Царедворец говорит Ему: Господи! приди, пока не умер сын мой.
4.50. Иисус говорит ему: пойди, сын твой здоров. Он поверил слову, которое сказал ему Иисус, и пошел.
4.51. На дороге встретили его слуги его и сказали: сын твой здоров.
4.52. Он спросил у них: в котором часу стало ему легче? Ему сказали: вчера в седьмом часу горячка оставила его.
4.53. Из этого отец узнал, что это был тот час, в который Иисус сказал ему: сын твой здоров, и уверовал сам и весь дом его.
4.54. Это второе чудо сотворил Иисус, возвратившись из Иудеи в Галилею.
(Ин. 4, 46–54)
Евангелист Иоанн начинает свое повествование об исцелении Господом сына царедворца с сообщения о том, что Иисус опять пришел в Кану Галилейскую, где претворил воду в вино (Ин. 4, 46). Жители Галилеи были на празднике пасхи, видели совершенные Христом чудеса и слышали Его учение. Поэтому они приняли Спасителя с подобающим Ему почтением, а многие из них признали Его Мессией.
Византийский богослов Евфимий Зигабен отмечает: «Прежде Иисус Христос приходил в Кану на брак по приглашению, а теперь пришел для того, чтобы Своим присутствием укрепить веру, возникшую от предыдущего чуда, и чтобы еще более привлечь к Себе жителей, так как Он пришел Сам, без особой просьбы и предпочел их соотечественникам».
В Капернауме проживал один из царедворцев Ирода Антипы, то есть служащий при его дворе. У этого царедворца заболел сын. Услышав, что Христос пришел из Иудеи в Галилею и исцеляет от болезней всех обращающихся к Нему, царедворец направился в Кану, где в то время находился Спаситель, и просил Его пойти к нему в дом, чтобы исцелить его умирающего сына. Царедворец полагал, что только личное присутствие Христа у постели умирающего может его исцелить.
Господь, упрекая его и других жителей Капернаума в неверии, замечает: вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес (Ин. 4, 48). Веру, основанную на созерцании чудес, Господь ставил ниже веры, основанной на понимании чистоты и высоты Его Божественного учения. Ведь для поддержания такой веры требуются все новые и новые чудеса, так как прежние становятся привычными и перестают удивлять. В ответ на эти слова царедворец, однако, проявляет настойчивость, показывающую величину его веры: Господи! приди, пока не умер сын мой (Ин. 4, 49).
Царедворец не противоречит Христу, но вместе с тем и не оставляет своего дела. Он просит Христа пойти в Kапернаум поскорее, чтобы застать его сына в живых. Не надеясь на то, что Христос может вернуть жизнь уже умершему, он уверен, однако, в том, что молитва Христа, как человека Божия, может исцелить больного.
Спаситель показывает ему, что Он и заочно может исцелить его, и говорит: пойди, сын твой здоров (Ин. 4, 50).
Александр Павлович Лопухин пишет: «У царедворца вера во Христа, хотя и несовершенная, несомненно была, и Христос, чтобы эту веру возвысить, говорит ему, чтобы он спокойно шел домой, так как сын его уже благополучно пережил кризис и в настоящий момент находится уже на пути к выздоровлению. Замечательно, что царедворец поверил этому слову Христа, еще не видя его исполнения. Ясно, что вера его стала вдруг сильной уверенностью в невидимом как бы в видимом, в желаемом и ожидаемом как бы настоящем. Христос, таким образом, исцелил сына от телесной болезни, а отца – от духовной, от слабости веры».
Царедворец всю ночь провел в пути. Утром его встретили на дороге слуги, поспешившие сообщить своему господину радостную новость о том, что горячка оставила его сына, и теперь он здоров. Отец же, поверивший слову Господа, но полагавший, будто исцеление будет происходить медленно, спросил, когда больному стало легче, и узнал от слуг, что сын его выздоровел в тот час, в который Иисус сказал ему: сын твой здоров, и уверовал сам и весь дом его (Ин. 4, 53).
И хотя царедворец и ранее уже с верою принял слово Христа, но теперь он уверовал в Иисуса как в истинного Мессию, вступив в число Его последователей вместе со всем своим домом.
Строки сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, учат нас тому, что Господь ожидает от человека только веры в Его человеколюбие и всегдашнюю готовность даровать людям все, что служит им во благо. Вот почему так важно верить и соотносить свои мысли и всю свою жизнь со словом Божьим. Только так можно стяжать смирение, позволяющее всегда пребывать в доверии к Богу и благодати Святого Духа.
Помогай нам в этом воскресший Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 21 апреля 2024 года
Благая часть. 20 апреля 2024
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Заведующий музеем художественного освоения Арктики Иван Катышев. Часть 3
Канон. Оперная певица Светлана Феодулова. Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!