***
1. Этот сборник составлен из статей, опубликованных в журналах «Альфа и Омега», «Календарь», на портале «Благодрево.ру» и иных печатных и интернет-изданиях. Статьи объединены литургической тематикой и обращены к богослужебным текстам. Многие из них весьма известны и, конечно, дороги сердцу каждого православного человека (например, «Подготовительные недели», «Страстная», «Паремии»). Есть и менее знакомые и практически не уясненные: отчасти из-за малой посещаемости соответствующих служб или отсутствия видимых литургических акцентов того или иного периода. Но и в первом, и во втором случаях налицо попытка если не строгой систематизации (что и невозможно по богатству и богословской глубине каждого исследуемого текста), то некоего собирания смыслов, переживаний, вложенных великими творцами и составителями великих служб в поистине великие божественные гимны.
2. В богослужебном году очевидно центральное место уделено Великому посту, ориентированному на Праздник праздников — Пасху. Потому автор первый взгляд обращает к «постной весне, цвету покаяния», как величает Церковь святую Четыредесятницу. Наблюдаем здесь достаточно долгий - более месяца — подготовительный период. Характерна в это предпостное время точная последовательность воскресных Евангельских чтений (о Закхее, о мытаре и фарисее, о блудном сыне и т.д.). Заметно выделяется и само начало, первая седмица поста, — особым молитвенным духом, подчеркнутой строгостью воздержания в пище, чтениями из Ветхого Завета (прежде всего из пророка Исайи), дающими покаянный настрой душе, пока только входящей внутрь себя.
3. Однако, как с сожалением отмечает священник, мы не уделяем должного внимания подготовительному периоду к Великому посту, воспринимая это глубокое в богослужебном плане время как последнее (накануне воздержания) право на расслабление. И как результат – поверхностно проведенный пост, Страстная седмица - в суете, также и душевно-эмоциональной - не более - становится и Пасха. Между тем как ребенка начинают воспитывать задолго до рождения, подобно тому и плод поста взращивается еще минимум за месяц до Прощеного воскресенья. Об этом подготовительном периоде автор рассказывает в первой части книги.
4. Еще одна важная сторона Великого поста, как говорит автор, - видится в том, что он являет собой путь к Страстной и Пасхе, и постоянно в памяти Церкви богослужебными текстами из Постной Триоди всплывают образы Креста и Воскресения Христова. Есть еще и малые передышки на этом пути воздержания и самоуглубления. Имеются в виду полиелейные праздники (Первое и Второе Обретение главы Предтечи, память сорока Севастийских мучеников), и, конечно же, день «главизны нашего спасения» - Благовещение Пресвятой Богородицы, бывающий в большинстве случаев в конце поста и свидетельствующий о близости спасения, совершившегося в Кресте и Пасхе. И сама Четыредесятница становится таким образом подготовительным периодом, предпразднством к Великим дням Страстной и Светлому Воскресению.
5. Повествование второй части книги, посвященное Страстной седмице, по словам автора, не может претендовать на полное исследование богослужений этого периода. Во-первых, подобная работа достойна объема солидной монографии, а главное, предмет исследования - «глубина неудобозримая», а возможности автора весьма и весьма ограничены. Поэтому, - пишет отец Илия, - хотелось бы лишь поделиться тем, что когда-то коснулось души, отозвалось и запомнилось. Однако мы постараемся в более или менее строгом порядке проследить развитие богослужений Страстной с акцентом на восприятие их умом, Бог даст — и сердцем. Интересующимся вероучительной стороной этих замечательных служб автор предлагает прочесть очень глубокую книгу Владимира Николаевича Ильина «Запечатанный гроб. Пасха нетления», на которую сам отец Илья не раз ссылается.
6. В богослужениях, предваряющих величайшие праздники - Пасху, Рождество Христово и Богоявление, мы находим близкие по смыслу и форме составные части. Это Царские часы, трипеснцы преднразднеств и Страстной, паремии на рождественской и крещенской вечернях, столь отчетливо перекликающиеся с чтениями Великой Субботы. Именно ветхозаветные пророчества, как бы въяве свидетельствующие о великих тайнах Домостроительства нашего спасения, представляют предмет еще одного исследования, представленного в книге. Автор рассматривает контексты, взаимосвязи тех или иных чтений, то, как раскрываются их смыслы в развитии богослужения, отчего и яснее становятся литургические глубины самих священных текстов.
7. Порядок исследования определяется из хронологического принципа, то есть праздничные тексты рассматриваются в такой последовательности: Рождество, Богоявление, Пасха. Так ведь и Господь совершал спасение наше: родился, затем крестился (явился миру, проповедовал), пострадал, умер и воскрес. Обо всем этом с изумительной силой и глубиной свидетельствуют и великие паремии величайших дней. Также великим достоянием трех величайших праздников богослужебного года — являются службы Великих (иначе — Царских) часов. Совершаются они, как известно, в Великую Пятницу Страстей Господних, под Рождество Христово и в канун Святого Богоявления.
8. Скорбные дни эти, дни Божественного уничижения, сопровождаются строжайшим постом. Скорбь земли предваряющих дней растворяется радостью неба дней праздничных. Чем полнее радость праздника, тем глубже скорбь того великого дня, когда совершаются Царские Часы. Кроме того, - как отмечает автор, - говорим еще и об особой атмосфере Великих дней, когда явственно блекнет, почти исчезает временное, уступая место вечному, однажды совершившемуся. Такие богослужения ожидаются целый год, и мы стараемся приуготовиться к ним, чтобы слухом посильного смирения вновь услышать некогда слышанное, а если даст Господь, то и не услышанное раньше.
***
В 1950 году Сергей Иосифович Фудель писал сыну из сибирской ссылки: «Пасха только потому и была и только потому и есть, что перед ней всегда Страстная неделя... Эти Дни... — все бесконечно дорого, рассказать нельзя, как дорого... О самом главном, о самом святом и драгоценном для человека Господь говорит с человеком Сам, без посредников, прямо к сердцу... Человек ужасно любит, невероятно любит самого себя. И вот в эти Страстные дни сердце в трепете и смущении предощущает, что оно может полюбить одного Человека больше, чем оно любит себя, что оно уже так любит и что нету счастья большего, чем эта любовь». Этими словами духовного писателя 20 века мы и завершаем нашу программу.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!