Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Знаете, если с неверующим человеком, то вам наверно придется начать не с Православия, а немножко чуть-чуть пораньше. И если он действительно очень такой неверующий человек, вы ему скажите: а почему вы очень верите в это – что нет Бога? Почему это вы такой верующий-то?
Это может быть первый вопрос, который стоит задать. Если он здесь не знаю - что он вам ответит – варианты разные. Но есть еще один вопрос, который тоже стоит запомнить. Но чтобы его вам предложить, я расскажу. Однажды, еще в советское время, сюда приехал один доктор философских наук, если не ошибаюсь - он был директором института научного атеизма. Меня попросили с ним встретиться. Мы с ним разговариваем, и потом я говорю: «Слушайте, помогите мне».
Он говорит: «Чем?»
Я говорю: «Студенты – это несносный народ, просто несносный. Они мне задали вопрос, на который я не могу ответить. Они меня измучили. А вопрос, по-моему, как раз по вашей кафедре».
Он говорит: «Какой?»
Они говорят: «Вы, Алексей Ильич, все время нам рассказываете о том, что нужно сделать, чтобы убедиться, что есть Бог. Чтобы сам человек пережил, познал, увидел. Вы всё нам говорите. А вы ответьте, пожалуйста, на вопрос – а что нужно сделать, чтобы убедиться, что нет Бога?»
Я говорю: «Может, поможете мне ответить? Что нужно сделать человеку, чтобы убедиться, что Бога нет?»
Он посмотрел на меня, помолчал.… И перешли к другому вопросу.
Так что первое, мне кажется, если вы с неверующим человеком будете разговаривать, то вот эти две вещи с тем, чтобы поставить человека перед реальностью того, во что он верит, и понял, что атеизм как мировоззрение, беспочвенно. Я бы даже сказал, с точки зрения даже научной - та теория, которая не дает возможности проверки, то есть не даёт средств проверки своих утверждений, – она ненаучна. Например, студентам я все время твержу, что в созвездии Рака водятся раки. А они почему-то мне не верят. Никак не могу понять - вот же, и названо поэтому, что там раки водятся. А если не верите – проверьте. Они говорят: «А вы скажите – как, вы докажите!»
Так вот, атеизм не может ответить на этот важнейший вопрос - самый центральный для него: что должен сделать человек, чтобы убедиться, что Бога нет.
Кстати, для отрицания всегда требуется гораздо больше знаний, чем для утверждения. Я утверждаю: был в лесу и видел волка. Чтобы отрицать, что вы должны сделать? Весь лес этот обойти, а он паршивец, под каким-нибудь кустом и спрятался в это время! Он все-таки есть.
Чтобы отрицать – насколько больше надо знать.… Это первое, что необходимо. Если здесь вы могли с ним договориться, тогда уже можно было перейти к другому вопросу.
Схема какая. Первое: есть Бог или нет - первый вопрос. Если вы убедили, что есть неизмеримо больше оснований для признания того, что действительно Бог есть, тогда следующий вопрос возникает. Бог есть, хорошо. А какая религия верная из тех, которые говорят о Боге? Вот оказывается, что еще надо пройти. Если вы даже здесь сумели показать, что христианство это действительно религия уникальная, то и здесь вас поджидает еще одно. Ну, хорошо, христианство истинное, а какое христианство? Католическое? – там же миллиард с лишним верующих. Протестантское? - там же триста с лишним миллионов. Или Православие, в котором если миллионов двести всего наберется? «Vox populi vox Dei» – помните языческий тезис «глас народа – глас Божий». Глас народа – миллиард – всё, да здравствует Папа Римский, да?
Какое же христианство: вот только тогда вы сможете уже говорить о Православии. Почему Православие, и что оно есть. Вот такая схема. Но каждый из этих вопросов требует, соответственно, ответа.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Читаем Добротолюбие. «Мудрость в деле вопрошания». Священник Константин Корепанов
Льюис. Аскетические перевертыши. Часть 40. Священник Константин Корепанов
Чистый образ. Депутат Законодательного Собрания Калужской области Сослан Токаев и министр внутренней политики Калужской области Олег Калугин
Литературный квартал. Анна Ревякина
Православная азбука. Что такое Церковь. Беседа с протоиереем Владимиром Пархоменко. Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!