– Сегодня вновь поговорим о мигрантах. Тема, ввиду недавних событий, становится все актуальнее. После чудовищного теракта в «Крокус Сити Холле» с участием выходцев из Центральной Азии все приезжие иностранцы в особом фокусе внимания правоохранительных органов и миграционных служб. Многие, и главным образом нелегалы, тут же заспешили на историческую родину. Не скажется ли это на нашей экономике и на ситуации в стране в целом?
С точки зрения безопасности ужесточение миграционной политики после теракта – очевидная необходимость. Но так ли все однозначно на самом деле и какими могут быть последствия?
– Последствия могут быть, конечно, разными, и я как священник могу сказать только одно: недопустимо побеждать зло злом. Когда такое случается в нашей жизни, мы движимы естественной человеческой жаждой мести. И недавно Председатель Правительства нашей страны, выступая перед депутатами Государственной Думы, сказал, что и он испытывает эту жажду мести. Однако с духовной точки зрения наша задача, особенно в период Великого поста, который вместил в себя это печальное событие, не допустить победы над собой зла. Понятно, что есть конкретные люди, которые совершили зло, жесточайшее убийство ни в чем не повинных людей. Да, есть люди, которые за это несут ответственность. Причем это не только сами организаторы, пособники, соучастники, но прежде всего те, кто позволил этим людям появиться в нашей стране. Да, есть совершенно четкие и понятные слова нашего президента, который сказал, что только те, что любят нашу Родину, с уважением к ней относятся и готовы жить по правилам нашей страны, могут и должны попадать в страну. Но при этом тут же разгорелись дискуссии о возвращении смертной казни, дискуссии о том, что всех нужно немедленно выгнать, выдворить, депортировать из страны.
Но дело в том, что для этого все это и совершалось. Если мы сделаем то, к чему сейчас призывают диванные ура-патриоты, то сыграем на руку как раз тем, кто затевал этот жесточайший кровавый теракт. Мы как раз сделаем то, чего они ждут: посеем в нашем обществе недоверие, рознь, неравное отношение к другим людям.
Чем, собственно, славится Россия? Тем, что представители всех основных религий, если это не совсем откровенное сектантство экстремистского толка, представители любых национальностей в нашей стране совершенно спокойно живут и при этом могут придерживаться своих традиций и обычаев, в том числе религиозных. И никто никогда их по этому поводу не ущемит, если только они не выходят за рамки, установленные законом, нормами морали и общественного согласия и благополучия.
И когда мы говорим об усилении мер безопасности, проблема не в том, что они усилены, проблема в том, что это усиление когда-нибудь закончится. Потому что за усиление отвечают живые люди, определенные структуры, которые состоят из живых людей. Они не могут беспрерывно работать в режиме бессонных ночей двадцать четыре на семь. Это невозможно физически. Рано или поздно усиление закончится. И задача наша состоит в том, чтобы к моменту, когда это усиление закончится, была подготовлена и законодательная, и правоприменительная база, чтобы положение дел с мигрантами, с нелегальными мигрантами в первую очередь, коренным образом изменилось.
Для этого у нас есть все возможности. Есть специальные ведомства, которые этим занимаются. Православный же человек, полагаясь на волю Божию и как гражданин страны внося свою лепту на том месте, где он поставлен, должен молиться о том, чтобы Господь не породил в его сердце безумную, бессильную злобу ко всем людям иной национальности, иной религии. Потому что большинство из тех людей, которые к нам приезжают, нормальные люди. Они настроены работать, настроены содержать свои семьи, родных, близких, родителей. Они вовсе не враждебно настроены по отношению к нашей стране. Но вот как выделить экстремистов из среды нормальных людей, как выделить из этой среды тех, кто негативно настроен по отношению к России и ее ценностям, – задача, конечно, уже не наша. Это задача соответствующих органов.
– Полностью согласна и разделяю Вашу позицию. Это уже больше вопросы государственной стратегии и политики. Тем более что отчасти возможные преступления с участием иностранных мигрантов были предсказуемы. Даже в конце прошлого года Патриарх Кирилл говорил о том, что нужно ужесточать ситуацию с мигрантами, которые не владеют русским языком, не уважают нашу культуру, что это в конечном итоге может грозить потерей России. Также наблюдались и тенденции к организации преступных сообществ. Но, как мы помним, на государственном уровне в миграционной политике меры не были ужесточены.
– К сожалению, я могу сказать, что здравый и разумный голос Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла не был вовремя услышан. Более того, нашлись люди в обществе, которые стали обвинять Святейшего Патриарха, нашлись представители общественности, которые говорили, что он нагнетает межнациональную рознь. Нет, Святейший говорил о том, что он видел как отец Церкви, как общественный деятель. Он видел то, что происходит, и повторял очень простую вещь, что если мы не будем беречь Россию, ее духовные ценности, нравственные ценности, ее язык, культуру, то мы ее потеряем.
Если мы будем бесконтрольно завозить в Россию людей, которые не желают категорически интегрироваться в наше общество, то мы рискуем это общество потерять. Вначале превратив его в лоскутное одеяло из множества гетто, а потом и вовсе изменив облик страны до неузнаваемости. У нас это трудовые мигранты, это люди, которые приехали работать, которых приглашают работать. Сейчас, кстати, есть здравая инициатива о создании единого государственного оператора, который один будет приглашать в страну иностранцев.
– На два года, не более, если не ошибаюсь.
– Да, и он уже будет дальше распределять людей, и работодатель будет отвечать за каждого человека, которого примет на работу, в том числе за его поведение в стране пребывания. Но посмотрите на Европу. Там люди не хотят работать. Они приезжают для того, чтобы жить на пособия. Там речь идет о колониализме, о репарациях, о каком-то возмещении вреда, нанесенного колониальной политикой. Слава Богу, наша страна не замечена в колониализме в классическом смысле слова. Наша страна никогда не грабила те территории, которые входили в ее состав. Наоборот, скорее мы можем сказать о том, что наша страна делилась всегда тем, что было, с республиками, которые входили в состав Советского Союза. Есть экономические данные, которые говорят о том, что республики Советского Союза в свое время жили лучше, чем территории РСФСР. И это не секрет, это абсолютная историческая, статистическая правда. Так было.
Поэтому мы не испытываем каких-то особых чувств по поводу тех людей, которые говорят, что они кормили Советский Союз, кормили Россию. Этого не было.
– Ведь при этом, как мы можем наблюдать, наши беженцы-мигранты ведут себя порой так же, как их европейские коллеги, мигранты в Европе. Так же устраивают анклавы, пытаются навязать свои порядки.
– Наши беженцы – это те люди, которые покинули страну?
– Которые приехали к нам, мигранты в России.
– Мигранты в России действуют так же, как любые мигранты, создавая структуру землячеств, структуру так называемых диаспор, чтобы получить поддержку на первом этапе, какого-то рода помощь, прежде всего из-за того, что они не владеют русским языком. И это большая проблема. Вспомним историю в «Крокус Сити Холле». Один из мальчиков оказался наполовину киргизом, наполовину таджиком, но, владея русским языком, он прекрасно устроился подрабатывать в гардероб. Он вместе с русскими 15-летними подростками помогал людям выходить из этого комплекса, спасал людей. И что мы сейчас наблюдаем? Сейчас этого бедного мальчика затаскали по всем СМИ, по всем диаспорам. Сначала нарядили его в таджика, потом в киргиза. А про русских детей забывают. Это большая ошибка.
Мы сейчас вычленяем кого-то из тех, кто помогал, но ведь там были люди всех религий, всех национальностей, всех социальных слоев. Если мы сейчас начинаем вот таким образом, по национальному признаку, делать кого-то более героем, а кого-то менее, то таким образом мы разжигаем межнациональную рознь. Это, к сожалению, факт.
Диаспора – это естественный механизм первичной адаптации человека. Возникает первый вопрос: каким образом человек, у которого есть языковой барьер, прошел экзамен на знание русского языка, позволяющий ему попасть в страну? Второй вопрос: даже если такое вдруг произошло, почему диаспора оказывается незаинтересованной в том, чтобы он все-таки выучил русский язык и вырвался из ее теплых и ласковых объятий? Бизнес диаспор – это продажа рабского труда этих самых въезжающих в Россию людей. Это беда. Бесправность этих людей выгодна некоторым другим людям, и об этом тоже с тревогой говорит Святейший Патриарх. Эти люди становятся современными рабами. У них отнимают паспорта, их заселяют по 20 человек в двадцатиметровые квартиры, их используют на неквалифицированных работах. При этом, естественно, ни требований безопасности, ни нормальной зарплаты нет. И потом мы хотим, чтобы эти люди интегрировались в наше общество. А как? Если те самые люди, те самые сообщества, которые должны помогать, экономически в этом не заинтересованы. Вот это большой вопрос.
Но это вопрос, конечно, не к Церкви, это вопрос к обществу. Церковь готова помочь, и в свое время у нас, на базе нашей Пятигорской епархии, организовывались курсы русского языка. Был такой момент, когда в этом была необходимость в нашей епархии. Мы организовывали при приходах курсы русского языка, и при Спасском кафедральном соборе, и в Черкесске были организованы такие курсы, и в Кабардино-Балкарии, насколько я помню. Церковь в том числе помогала. Мы приглашали учителей русского языка и действительно учили людей преодолевать этот языковой барьер. Как только он преодолен, человек многое может понять в устройстве общества, его идеологии, духовных основах.
Помогая людям овладеть языком, мы выводим их из этого гетто, в котором они оказываются, приезжая сюда. И когда Патриарх говорит о том, что нужно что-то делать, он ведь бьет тревогу совершенно не напрасно.
– Действительно, пересмотреть миграционную политику сегодня необходимо. Буквально недавно, в начале апреля, на расширенной коллегии МВД глава государства призвал разработать в этом новые подходы. Это и обновленные биометрические базы, и другие механизмы, которые межведомственным взаимодействием должны быть разработаны и внедрены в практику.
– Не в обиду будет сказано нашим замечательным специальным органам, но они по своему функционалу занимаются последствиями, а не причинами. И если мы все время будем заниматься последствиями, то окажемся в позиции догоняющих. Важно создать в экономике страны такую ситуацию, когда труд иностранца станет менее выгодным, чем труд рабочего России. Иногда даже имеет смысл поставить такую дилемму: лучше робот, чем представитель другой культуры, который не хочет в нашем обществе интегрироваться. По крайней мере, робот не пойдет вечером на какое-нибудь преступление; кого-то грабить, насиловать или убивать.
– С этим невозможно не согласиться, тем более что многие из наших людей на неквалифицированные работы идти просто не хотят, даже не столько из-за мизерной зарплаты, сколько из-за того, что непрестижно, неинтересно.
– Повышайте престиж, повышайте интерес, вкладывайте в эту работу такие возможности, которые могут повысить и статус, и престиж, и интерес, и зарплату. Если работа уборщика мусора компенсируется высокой зарплатой, то найдутся и люди для этого, чтобы прокормить свою семью...
Трудовая миграция нужна нашей стране просто потому, что мы находимся в демографической яме. Давайте будем честны: без мигрантов мы обойтись, к сожалению, в ближайшее время вряд ли сможем. Но создать такие экономические условия, чтобы миграция перестала быть настолько выгодной, не поощрять тех, кто может быть для нас опасен, я думаю, для общества вполне по силам.
Ведущая Маргарита Рекко
Записала Полина Митрофанова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 21 мая 2024 года
Читаем Добротолюбие. «Мудрость в деле вопрошания». Священник Константин Корепанов
Льюис. Аскетические перевертыши. Часть 40. Священник Константин Корепанов
Чистый образ. Депутат Законодательного Собрания Калужской области Сослан Токаев и министр внутренней политики Калужской области Олег Калугин
Литературный квартал. Анна Ревякина
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!