Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет

26 апреля 2024 г.

Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Вот и подошел к концу Великий пост. На этой неделе мы вспомнили самые важные события, которые были прообразом грядущих Страстей Христовых. Впереди нас ожидает Страдная седмица, в преддверии которой хотелось бы уделить особое внимание одному из важнейших отрывков Евангельской истории, событию, которое положило начало великому таинству нашей церкви – Святой Евхаристии.

Описание последней пасхальной трапезы Иисуса Христа и Его апостолов нашло отражение в синоптических Евангелиях от Матфея, Марка и Луки. Предлагаю прочитать отрывок из первой по порядку книги Нового Завета – Евангелия от Матфея.

26.26. И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое.

26.27. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все,

26.28. ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.

26.29. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего.

(Мф. 26, 26–29)

Пасха (от еврейского «пейсах», что значит «исход») была самым главным и торжественным праздником у иудеев и совершалась в период с 14 по 21 нисана (это иудейский месяц лунного календаря) в память Исхода еврейского народа из египетского рабства.

В ту ночь, 14 нисана, ангел смерти поразил первенца-сына в каждой египетской семье, но прошел мимо всех домов иудеев, потому что косяки и перекладины дверей домов были помазаны кровью жертвенного агнца. В тот вечер иудеям нужно было так торопиться с последней трапезой, что у них не было времени испечь заквашенный хлеб. И они ели опресноки, то есть пресный хлеб.

К пасхе тщательно готовились: за два дня до пасхи во всех домах проводили обрядовый поиск закваски. Глава семьи брал свечу и торжественно обходил в молчании дом, заглядывая в каждый закуток, и выбрасывал последнюю закваску.

В 10-й день нисана отцы семейств должны были избрать по однолетнему агнцу без порока, который и приносился в жертву в 14-й день во дворе святилища, а затем запекался. Приготовленного агнца ели полностью, не оставляя ни костей, ни жил, с пресным хлебом и горькими травами. Это вкушение начиналось тотчас по захождении солнца вечером 14 нисана.

Прежде всего приступали к чаше, наполненной вином, разбавленным водой: воздав хвалу Богу, глава семейства пил из нее, а за ним по очереди все присутствующие; это называлось «первая чаша». После этого умывали руки, благодаря Бога. Затем начинали понемногу вкушать пасхального агнца, с пресным хлебом, горькими травами и густым соусом из фиников, смокв, винограда и уксуса, произнося славословие.

Всего за пасхальной трапезой поднималось четыре чаши вина, употребление которых разделялось так называемыми «аллилуйями», то есть псалмами пророка Давида со 110-го по 118-й.

Глава семейства обязательно рассказывал детям историю еврейского рабства в Египте, избавления от него и установления в память этого праздника пасхи; возвышая пресные хлебы и горькие травы, он объяснял, что первые напоминают поспешность бегства евреев из Египта, а последние – горечь египетского рабства.

Как глава своеобразной семьи – общины, наш Спаситель и Господь Иисус Христос возглавил Свою прощальную пасхальную трапезу, получившую название Тайной Вечери. Эта пасхальная вечеря легла в основу чина нашей христианской Евхаристии – таинства Причащения.

После первой части, когда выпивалось вино и начиналось вкушение горьких трав, во время второй части традиционно вспоминали пребывание богоизбранного народа в египетском рабстве, поднимая пресный хлеб. То же самое совершил и Господь: взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое (Мф. 26, 26).

Это удивительные и важные слова. В них сокрыты глубокий смысл и надежда для каждого христианина. В Египте Бог повелел через Моисея принести в жертву агнцев и через эту жертву спас еврейский народ. Христос же замещает жертву агнца – Своей жертвой. Он отдает добровольно Себя, Свою жизнь ради нашей вечной жизни. Евреи в Египте вкушали агнца, и это дало им сил выйти из рабства и направить свой путь в землю обетованную. Ныне Христос предлагает Нового Агнца в пищу новому народу – уверовавшим в Него людям. Этот Новый Агнец – Он Сам. И эта святая трапеза позволяет принять от Бога через Христа великую благодать, наделяющую нас силами на пути к новой обетованной земле – Царству Божию.

И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26, 27–28). Господь преподает нам Свои Тело и Кровь. Тело, по-гречески σώμα [сома], означает нечто неделимое, цельное. Христос не подает нам в Причастии некую часть Самого Себя, Он отдает всего Себя неделимого, целого. Кровь – это символ души (или жизни) в библейском богословии. Таким образом, под словами «Тело и Кровь» скрывается единый, неделимый, живой Христос, отдающий Себя в жертву за нас.

Также в этих словах сокрыто одно ключевое слово, которое охватывает всю деятельность и все намерения Спасителя. Это слово – Завет. Господь говорил, что Кровь Его – Кровь Нового Завета. Что Он подразумевал под этим? Слово «завет» типично для иудейской религии: в основе этой религии лежало положение о том, что Бог заключил Завет с Израилем. Слово это значит нечто вроде соглашения, сделки, договора. Принятие Ветхого (старого) Завета описано в 24-й главе Книги Исход, и отсюда видно, что сохранение Завета в силе целиком зависело от соблюдения Израилем закона; как только нарушался закон, нарушались и Завет, и отношения между Богом и Его народом. Господь, во время Тайной Вечери, предлагает Новый Завет. Другими словами, это новые отношения между Богом и человеком.

Через проповедь Христа, и прежде всего через Его смерть, стали возможны новые отношения между нами и Богом. Во Христе нам открылся Бог. Господь явил нам великую тайну Своей любви, ради которой Он даже готов вынести страдания. Это открыло нам всю красоту новых отношений с Богом.

В последних словах данного евангельского отрывка мы видим уверенность Христа: отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего (Мф. 26, 29). С одной стороны – это уверенность в скорой смерти, с другой – что Его смерть, Его любовь победят грех и откроют Царство Отца, в котором явится вся слава Сына и Святого Духа.

До дня воспоминания Тайной Вечери нашего Спасителя остается меньше недели. И у каждого из нас, дорогие братья и сестры, есть еще возможность очистить свою жизнь, свою душу постом и покаянием, чтобы достойно соединиться со Христом в таинстве Святой Евхаристии.

Помогай нам в этом Господь!

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать