Евангелие 25 апреля. Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют

25 апреля 2024 г.

Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Вчера мы подробно рассмотрели событие воскрешения праведного Лазаря. Сегодня я предлагаю обратить наш взор на событие Входа Господня в Иерусалим. В день праздника за Божественной литургией мы услышим отрывок из Евангелия от Иоанна, сегодня же хотелось бы обратиться к описанию этой истории в повествовании другого евангелиста – Луки.

19.29. И когда приблизился к Виффагии и Вифании, к горе, называемой Елеонскою, послал двух учеников Своих,

19.30. сказав: пойдите в противолежащее селение; войдя в него, найдете молодого осла привязанного, на которого никто из людей никогда не садился; отвязав его, приведите;

19.31. и если кто спросит вас: «зачем отвязываете?», скажите ему так: «он надобен Господу».

19.32. Посланные пошли и нашли, как Он сказал им.

19.33. Когда же они отвязывали молодого осла, хозяева его сказали им: зачем отвязываете осленка?

19.34. Они отвечали: он надобен Господу.

19.35. И привели его к Иисусу, и, накинув одежды свои на осленка, посадили на него Иисуса.

19.36. И, когда Он ехал, постилали одежды свои по дороге.

19.37. А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они,

19.38. говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне! Мир на небесах и слава в вышних!

19.39. И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим.

19.40. Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют.

(Лк. 19, 29–40)

С XVI века до времен отмены патриаршества императором Петром I жители Москвы в день праздника могли наблюдать особую мистерию, то есть некое театрализованное действо, во время которого патриарх Московский совершал шествие на «осляти». Первоиерарх исходил из Успенского собора Московского Кремля, произносил слово, обращенное к присутствующим, и затем садился верхом на осленка, которого под уздцы вел царь. Через Спасские ворота процессия подходила к Лобному месту, где читался евангельский отрывок, и завершалось шествие у Входоиерусалимского придела Покровского собора, который известен чаще под наименованием храма Василия Блаженного.

 

Эту традицию наши предки переняли из Константинопольской Церкви, и она не была  случайной. Дело в том, что само событие Входа Спасителя в Иерусалим было настолько зрелищным, настолько необычным и впечатляющим, что, как и в дни мистерии, имело силу более действенную, чем устная проповедь.

Господь не просто входит в Иерусалим в толпе множества паломников, Он намеренно въезжает туда на осленке. Осел имеет важный библейский смысл. В Палестине он считался благородным животным. Цари в мирное время путешествовали исключительно на ослах, тогда как в военные походы отправлялись на конях.

Садясь на осла, Господь открывает Себя как Царя мира и тем исполняет пророчество Захарии: Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к Тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле (Зах. 9, 9). То есть Иисус Христос въезжал в Иерусалим как кроткий Царь любви и мира, а не как воинствующий и победоносный герой, которого, собственно, ожидала толпа.

Но давайте вернемся к нашему тексту: И когда приблизился к Виффагии и Вифании, к горе, называемой Елеонскою, послал двух учеников Своих, сказав: пойдите в противолежащее селение; войдя в него, найдете молодого осла привязанного, на которого никто из людей никогда не садился; отвязав его, приведите; и если кто спросит вас: «зачем отвязываете?», скажите ему так: «он надобен Господу» (Лк. 19, 29–31).

Путешествие Христа, Его учеников и множества паломников приближалось к цели – к городу Иерусалиму. Это был сложный путь из Иерихона, по протяженности примерно 27 километров. Города, о которых мы читаем, были самыми близкими из тех, что располагались к столице. Вифания (по-еврейски Бэт-анья) находилась примерно в 3 километрах от Иерусалима, а Виффагия (по-еврейски Бэт-фаге) – на расстоянии меньше километра.

Название горы «Елеонская» имеет еще один синоним – Масличная. Эта гора высотой 900 метров расположена на востоке от Иерусалима, напротив Сиона – храмовой горы. С ее вершины виден весь Иерусалим.

На склоне этой горы Господь посылает двух Своих учеников за осленком. Мы не знаем, в Вифанию или Виффагию отправил Христос апостолов. По всей видимости, евангелисту Луке это было не так важно, важно было подчеркнуть всеведение Иисуса Христа, Который заранее знал, где найти осленка и как дать понять его хозяевам, что тот нужен для благого дела.

Стоит обратить внимание и на то, что Господь выбирает молодого осленка, то есть такого, на котором еще никто не ездил. Животное или вещь, посвящаемые Богу, не должны были ранее использоваться для мирских дел.

Ученики исполнили порученное им, привели осленка Христу и, накинув одежды свои на осленка, посадили на него Иисуса (Лк. 19, 35), и процессия направилась в Иерусалим. Во время шествия ученики постилали свои одежды под ноги осленка, как бы ковровой дорожкой устилая путь в столицу. Евангелисты Матфей и Марк также замечают, что, кроме одежды, люди срезали ветви с дерев и бросали под ноги осленку. Все это напоминало вход в Иерусалим победителей греко-сирийских, их владычество над израильским народом, которое установилось под предводительством Иуды Маккавея в 160 году до Рождества Христова.

А задумывались ли вы над тем, зачем бросали ветви под ноги осленку? Дело в том, что молодые веточки пальм очень сочные и нравятся ослам, и когда они видят новую веточку перед собой, то, не останавливаясь, продолжают движение. Таким образом люди помогали Христу непрерывно верхом на осленке идти в Иерусалим.

Восторг и ликование среди народа, которые сопровождали Христа, были велики и усиливались тем, что среди людей распространялись вести о чудесах, которые совершал Господь. Слова, которые кричали люди: благословен Царь, грядущий во имя Господне! (Лк. 19, 38), – имеют корень в выражении, которым приветствовали паломников, идущих в Иерусалимский Храм, им восклицали: «Благословен грядущий во имя Господне». Тут же евангелист подчеркивает то, как воспринимали Господа иудеи в тот момент: как земного Царя, который освободит их от римского ига. Не подозревая еще, что Его Царство не от мира сего.

Глядя на ликующую толпу и восклицания, обращенные ко Христу, некоторые фарисеи просили Его о том, чтобы Он унял Своих учеников, на что Господь ответил: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют (Лк. 19, 40).

Эти слова Христа мы встречаем только у евангелиста Луки. И они являются пророчеством об Иерусалиме. Когда в столице и ее окрестностях перестанет звучать евангельская проповедь, когда начнут убивать апостолов и разгонять первые христианские общины – город падет, будет слышен шум разрушающихся стен как горький крик о кончине Иерусалима и Храма.

Пусть же каждый день нашей земной жизни, дорогие братья и сестры, будет ликованием встречи Христа в нашем сердечном Иерусалиме, чтобы всегда в нем звучало Божественное Евангелие.

Помогай нам в этом Господь!

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать