***
1. «Благовестник, возвещающий мир». Эти слова, взятые из книги Пророка Исайи (Ис. 52:7) и вынесенные в заглавие предисловия «Лекций», по словам издателей, как нельзя лучше отражают особое служение Игоря Цезаревича Мироновича – через Слово Божие сеять вокруг себя «дух мирен». За свою праведную жизнь, украшенный редкими добродетелями миролюбия, незлобия, кротости – Игорь Цезаревич и сам был горячо любим своими учениками. Он родился 11 января 1938-го года в городе Иваново в семье рабочего. Дед по линии матери был псаломщиком в сельском храме; бабушка – из семьи священников, один из её братьев также служил в храме.
2. Отец рано оставил семью, а мама Игоря, Таисия Никандровна, серьёзно болела, поэтому воспитывала мальчика его крёстная, родная тётя Нина, проживавшая в небольшом городке Кохма. В возрасте 7-8 лет произошло становление в вере, чему способствовала встреча и знакомство маленького Игоря с подвижником благочестия, местным жителем Кохмы Михаилом Ивановичем Зиминым. Игорь и его двоюродный брат Борис вместе с этим подвижником ходили за 25 км пешком в храм в село Моршово, где был чудотворный образ Богородицы «Нечаянная Радость». Ходили даже зимой через лес, возвращались домой глубокой ночью. Впоследствии Михаил Иванович принял сан священства, затем в 1982-м году был пострижен в монашество. Игорь Цезаревич поддерживал связь с этим подвижником до конца его жизни.
3. В школе Игорь закончил 7 классов; он уже тогда очень любил читать и даже прочитал имеющееся в доме Полное Собрание сочинений Н.В. Гоголя. В 1952-м году - поступил в Ивановский Индустриальный техникум на радиолокационное отделение. Проучившись там два года и не будучи по своей натуре технического склада, он неожиданно и очень резко для всех близких забрал документы из техникума и ушел из него. До 1956-го года Игорь нёс пономарское послушание в храме села Моршово, а в 1956-м - поступил в Московскую Духовную Семинарию. В 1958 году его призвали в армию, после чего он продолжил обучение уже в Ленинградской Духовной Семинарии, куда был зачислен в 4-й класс.
4. По окончании полного курса Семинарии Игорь поступил в Академию, завершив обучение в ней в 1967-м году по разрядному списку первым, с балловым средним показателем 4,97. После защиты кандидатской диссертации «Книга Иова. Историко-критический анализ» Игорь Цезаревич был оставлен при Академии профессорским стипендиатом с поручением преподавания «Священной библейской истории Ветхого и Нового Заветов». Как отмечают издатели, цель преподавания Библейской истории на 1-м курсе Семинарии для Игоря Цезаревича состояла в том, чтобы привить студентам любовь к слову Божию как важнейшему источнику Божественного Откровения, на котором основывается всё богословское знание.
5. У Игоря Цезаревича был особый, неподражаемый стиль Лекций, в котором в библейскую историю вплеталась библейско-богословская психология. Создав определённую методику преподавания, он утвердил свой предмет «Библейская история» как комплексное введение в библеистику, что стало достоянием именно Санкт-Петербургской Духовной школы. Особо издатели отмечают то, что Миронович учил рассматривать современные события через призму Священного Писания, благодаря чему раскрывается их подлинный смысл. Но главное, что отличало стиль преподавания Игоря Цезаревича – это наука мыслить самостоятельно, отчего его лекции становились уроками жизни, по которой его ученики шли светлыми духовными оруженосцами, неся Слово Божие, что острее меча обоюдоострого (Евр. 4:12).
6. Он говорил: «Я желаю вам иметь ум Христов». И у него – был этот ум! В кажущейся простоте изложения его лекций – глубокая мысль, растворённая молитвой, любовью, явно дарованной ему Благодатью. Он читал тексты Писания: как апостол, с тем внутренним пониманием, с тем проникновением, которое может давать только знание предмета – знание Бога, собеседование с Ним. А порой открывал и некие тайны во многом наивным и неискушённым слушателям! По словам издателей, это было уникально: в наше непростое время, разрушающее тайну человеческой личности, в Санкт-Петербурге, в таком мегаполисе, и вдруг – сокровенное духовное научение!
7. В одной из своих лекций вопрошающим слушателям он сказал: «На ваш вопрос, что значит Священное Писание в моей жизни, я отвечаю словами этого библейского слепца: я был слеп, а теперь вижу. Более того, я исцелился и от болезни в прямом смысле. У меня были провалы в памяти. Я очень боялся, что лишусь вообще памяти. И вдруг стал запоминать библейские тексты. Тексты священные исцелили мою болезнь. Так вот на вопрос я отвечаю словами слепца. А брением, которым Господь помазал очи этому слепому (см. Ин. 9:6), являются для меня слова Священного Писания. Вот читаю слова Священного Писания и, как брением, мажу свои глаза, и они видят, чего другие уже не видят».
8. За сорок лет его преподавания огромное число студентов, будущих пастырей, получало через его лекции и беседы глубокое православное понимание не только истин Священного Писания, но и жизненный опыт, которым он щедро делился с ними. Он не записывал своих лекций, но оставил учеников... Знал год своего ухода, любил повторять строчку из 89 псалма: Дней лет наших – семьдесят лет, а при большей крепости – восемьдесят лет, и самая лучшая пора их – труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим, – добавлял: «Всё идёт по Писанию». Умер он в 73-летнем возрасте 20 июля 2011 года. В конце книги в разделе «Приложения» приведены стихи, молитвы, записи Игоря Цезаревича из его домашнего архива. В этом же разделе помещены Воспоминания преподавателей, священнослужителей и студентов о своём любимом учителе.
***
Как отмечают издатели, для всех, кому посчастливилось знать Игоря Цезаревича, встреча со столь масштабной личностью, каковой он являлся, становилась значимой и судьбоносной. Особенно важна была эта встреча для тех студентов Духовных школ, которые впоследствии становились священниками. Через его лекции студенты изучали не только внешнюю канву Библейской истории, но входили в живой мир библейского текста, постигая многообразие библейских смыслов, в мир, в котором по-настоящему встречаются лицом к лицу человек и Бог.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!